Учебный план 11 класса на 2023-2024 учебный год с изменениями ФОП

Согласовано
Управляющим
советом
Протокол № 1
от 30.08.23

Принято
Педагогическим
советом
Протокол № 1
От 30.08.23

Утверждаю
Директор
Н.И.Боцакова
Приказ № 95
От31.08.23

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
№35,
имени героя Советского Союза
В.П. Чкалова
(среднее общее образование 11 класс)

НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Пояснительная записка к образовательным программам
МОУ СОШ №35 имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова, реализующей основные
общеобразовательные программы по обновленным ФГОС начального, основного,
среднего общего образования
1. Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной
аттестации обучающихся. Учебный план муниципального образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №35 имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова на
2023/2024 учебный год (11 класс) сформирован в соответствии с нормативными
документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение
обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ,
установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
1.1. Нормативная база:
В целях организации работы МОУ СОШ №35 при разработке учебных планов на
2022/2023 учебный год были использованы следующие нормативные документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред.
от 14.07.2022г.); Федеральный компонент государственного стандарта общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004
№1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для V-XI (XII)
классов); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 №373 (далее – ФГОС начального общего образования);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 №1897 (далее – ФГОС основного общего образования); Федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413
(далее – ФГОС среднего общего образования); Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
22.03.21 №115; Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020
№254; Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; Приказ Министерства образования и
науки РФ от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план
и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,

реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства
образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312» (вступил в силу с 01.09.2012);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении
предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовнонравственной культуры народов России"»; Письмо Министерства образования и науки РФ от
18.06.2015 №НТ-670/08 «Методические рекомендации по организации самоподготовки
обучающихся при осуществлении образовательной деятельности»; Санитарные правила СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020№ 28
(далее - СП 2.4.3648-20); санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21); .
При составлении учебного плана использовались: Письмо Департамента государственной
политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской
Федерации от 14.04.2016 №08-703 «Об использовании карт в образовательной деятельности»;
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства
образования и науки Российской Федерации от 14.04.2016 №08-709 «О списках
рекомендуемых произведений»; Письмо Департамента государственной политики в сфере
общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 26.02.2021 №03205 6 «Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения образовательных
программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному плану»; Письмо
Комитета по образованию от 11.07.2014 №03-20-2913/14-0-0 «Методические рекомендации по
организации изучения иностранных языков в государственных общеобразовательных
организациях, реализующих основные образовательные программы».
Учебный план является частью образовательной программы школы, разработанной в
соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных
программ. В учебном плане полностью реализуется Федеральный компонент
государственного
образовательного
стандарта,
который
обеспечивает
единство
образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками необходимым
объемом знаний, универсальными учебными действиями, соответствующим уровнем
личностных и общекультурных компетентностей, социально-личностными умениями и
навыками, предусмотренными ФГОС. Учебный план гимназии формируется в соответствии с
действующими нормативами и потребностями обучающихся и их родителей (законных
представителей). Распределена годовая нагрузку в течение учебного года, использован
модульный подход, учтены принципы дифференциации и вариативности. Учебный план
составлен в соответствии с целями и задачами гимназии и направлен на формирование у
обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, личностнопрофессиональной направленности и готовности к профессионально-личностному
самоопределению.
1.2. Реализуемые основные общеобразовательные программы:
МОУ СОШ №35 (согласно Лицензии на право ведения образовательной деятельности,
регистрационный номер №2751 от 07.02.2019, серия 27 ЛО1 №0001852) имеет право

образовательной деятельности по следующим уровням общего образования и подвидам
дополнительного образования:
Общее образование:
1 Основное общее образование (V–IX кл.) 5 лет
2 Среднее общее образование (X-XI кл.) 2 года
Дополнительное образование:
1 Дополнительное образование детей.

1.3. Режим работы общеобразовательного учреждения:
Учебный план МОУ СОШ №35 на 2023/2024 учебный год обеспечивает выполнение
санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и
требований СанПиН 1.2.3685-21 и предусматривает для обучающихся продолжительность
учебной недели – 5 дней. Организация обучения в условиях пятидневной рабочей недели в VXI классах осуществляется при использовании учебной и внеурочной деятельности в
соответствии с образовательной программой школы. Время работы школы с 01 сентября по 29
мая, пн.– пт. с 7:30 до 21:30.

1.4. Продолжительность учебного года:
В соответствии с учебным планом устанавливается следующая продолжительность
учебного года: X-XI классы – не менее 34 учебных недель (не включая летний
экзаменационный период в XI классах и проведение учебных сборов по основам военной
службы). Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике
предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней. Количество часов,
отведенных на освоение обучающимися учебного плана гимназии, состоящего из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не
превышает в совокупности величину недельной образовательной нагрузки, установленную
СанПиН 1.2.3685-21. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов,
определенной гигиеническими нормативами СанПиН 1.2.3685-21. Образовательная недельная
нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной
допустимой нагрузки в течение дня составляет:
– для обучающихся VII-XI классов – не более 8 уроков.
1.5. Продолжительность учебной недели:
Учебный план школы:
– определяет максимально допустимую недельную нагрузку при 5-дневной учебной
неделе для обучающихся начальной школы: при 5–дневной учебной неделе для XI классов:
X-XI кл. – 34 ч. в неделю;
– предусматривает рациональный баланс между обязательной частью и частью,
формируемой участниками образовательных отношений (ФГОС – 70% на 30%); Федеральным

и Региональным компонентами. Расписание занятий составляется для обязательных уроков,
внеурочной деятельности (V-XI кл.) и факультативных занятий (консультаций).

1.6. Требования к объему домашних заданий:
Объем домашних заданий (по всем предметам) определяется таким, чтобы затраты
времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в IX-XI классах – 3,5 ч.

1.7. Расписание звонков и перемен:
07.30 - 07.45 – подготовка кабинетов к началу занятий.
07.45 – 08.15 – утренний фильтр, прием детей.
08.15 – 08.30 – ЗАВТРАК
1 урок: 08.30 – 09.15
09.15 – 09.30 – ЗАВТРАК
2 урок: 09.30 – 10.15
10.15 – 10.30 – ЗАВТРАК
3 урок: 10.30 – 11.15
11.15 – 11.30 – ЗАВТРАК
4 урок: 11.30 – 12.15
5 урок: 12.30 – 13.15
13.15 – 13.30 – ОБЕД
6 урок: 13.25 – 14.10
7 урок: 14.15 – 15.00
8 урок: 15.10 – 15.45

1.8. Дополнительные требования
«Физическая культура»:

при

проведении

учебного

предмета

При планировании содержания занятий учитываются: состояние здоровья
обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы – основную,
подготовительную и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об 14 оценивании и аттестации
обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для
занятий физической культурой»; письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 15.06.2014 №08-888 «Об аттестации обучающихся общеобразовательных
организаций по учебному предмету «Физическая культура»). Для проведения уроков
физической культуры и внешкольной спортивной работы используется пришкольная
спортивная площадка (стадион) (письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 07.09.2010 №ИК-1374/19 и письмо Министерства спорта и туризма Российской
Федерации от 13.09.2010 №ЮН-02-09/4912).

1.9.

Специфика части, формируемой участниками образовательных отношений:

Специфика учебного плана школы определяется целями и задачами реализуемых
образовательных программ. Часы части, формируемой участниками образовательных
отношений в учебном плане использованы на:
- увеличение количества часов, отводимых на предметы, указанные в обязательной
части учебного плана: «Английский язык» (V-IX классы) и «Литература» (VII классы);
- ведение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (V
класс);
- занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами
учебной деятельности. Обязательная часть основной образовательной программы: НОО –
составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 20% от
общего объема основной образовательной программы; ООО – составляет 70%, а часть,
формируемая участниками образовательных отношений, – 30% от общего объема основной
образовательной программы; СОО – составляет 60%, а часть, формируемая участниками
образовательных отношений, – 40% от общего объема основной образовательной
программы. В VII классе завершается обучение по предметам «Музыка» и «Изобразительное
искусство», при этом предусмотрено достижение образовательных результатов и всех
требований ФГОС ООО.

1.10.

Деление классов на группы:

В целях реализации основных общеобразовательных программ осуществляется
деление классов при наполняемости класса 25 и более человек на: - две группы при
проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык» (первый язык) в X–XI
классах, «Технология» в V–XI классах, «Физическая культура» в X–XI классах, а также по
предметам «Информатика», «Естествознание», «Физика» и «Химия» (во время проведения
практических занятий), а также при проведении занятий по учебным предметам, изучаемым
на углубленном уровне в X-XI классах (ФГОС СОО); - три группы при проведении учебных
занятий по предметам «Иностранный язык» (первый язык) во V–XI классах. Проводится
деление класса на группы при проведении уроков по предмету «Основы религиозных культур
и светской этики» при выборе родителями (законными представителями) обучающихся двух и
более модулей (п.2.7). При наличии необходимых условий и средств по согласованию с
главным распорядителем средств бюджета, возможно, иное деление классов на группы.

1.11.

Учебно-методическое обеспечение:

Школой, при реализации образовательных программ, выбраны для использования:
- учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования

организациями, осуществляющими образовательную деятельность (Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254);
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования
и науки РФ от 09.06.2016 №699.
Библиотечный фонд школы при реализации основной образовательной программы
укомплектован печатными и электронными информационно - образовательными ресурсами
по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными
приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и
материалами, дополнительной литературой.
Норма обеспеченности
определяется исходя из расчета:

образовательной

деятельности

учебными

изданиями

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для
освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному
предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных
программ; - не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного
пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося
по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками
образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ.

1.12.

Учебная нагрузка педагогических работников:

Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов
по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам
в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся
учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой школы. Нагрузка
педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при
тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по
основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках
внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного
педагогического работника. Часы коррекционно-развивающих занятий, определенные
образовательной программой образовательной организации, реализующей адаптированные
основные общеобразовательные программы, также подлежат тарификации

2. Среднее общее образование.

2.1. Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС СОО (X-XI
классы):
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
организаций,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогического коллектива школы. Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательных отношений, предусматривает (при наличии учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ основного
общего образования): увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части, другие виды учебной, воспитательной, спортивной и
иной деятельности обучающихся. ФГОС СОО предусматривает изучение не менее одного
учебного предмета из каждой предметной области. Общими для изучения на уровне среднего
общего образования являются учебные предметы «Русский язык», «Литература»,
Иностранный язык (Английский язык)», «Математика», «История», «Физическая культура»,
«Основы безопасности жизнедеятельности. ФГОС СОО предусматривает обязательные
предметные области, в числе которых:
- предметная область «Русский язык и литература» включает учебные предметы:
«Русский язык», «Литература»;
- предметная область «Родной язык и родная литература» включает учебные предметы
«Родной язык» и «Родная литература».
- предметная область «Иностранные языки» включает учебные предметы «Иностранный
язык (Английский язык)»;
- предметная область «Математика и информатика» включает учебные предметы
«Математика» и «Информатика»;
- предметная область «Общественные науки» включает учебные предметы «История»,
«Обществознание», «Экономика», «Право»»;
- предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности» включает учебные предметы «Основы безопасности жизнедеятельности»
и «Физическая культура».
Изучение учебного предмета «История» в X-XI классах осуществляется по линейной
модели исторического образования. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего
одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с
участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные
учебные планы. Обучение проводится с балльным оцениванием знаний обучающихся и
домашними заданиями. Промежуточное оценивание результатов обучения осуществляется по
полугодиям и в конце года.

2.2. Организация внеурочной деятельности:
Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности формируется с учетом
пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется
посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких
как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые
сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научнопрактические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.
Для реализации основной образовательной программы среднего общего образования,
для обеспечения развития индивидуальных способностей детей, удовлетворения
потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) предлагается:
различная внеурочная деятельность. Занятия проводятся педагогами дополнительного
образования в форме экскурсий, походов, кружков, секций, круглых столов, конференций,
диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и
научных исследований, общественно полезных практик, реализации образовательных
проектов, посещений театров, музеев и т.д. Школа самостоятельно разрабатывает и
утверждает план внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав
и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для
обучающихся с учетом их интересов и возможностей образовательной организации. Время,
отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся. Допускается перераспределение часов
внеурочной деятельности по годам обучения, а также их суммирование в течение учебного
года. Для сохранения преемственности, часть курсов внеурочной деятельности, ведение
которых начиналось на уровне начального общего образования (I-IV классах) и основного
общего образования (V-IX классы) продолжается на уровне среднего общего образования (XXI класс).

2.3. Организация обучения по предмету «Математика»:
В соответствии с ФГОС СОО в X-XI классах изучается единый учебный предмет
«Математика» (базовый уровень), включающий содержательные линии «Алгебра и начала
математического анализа» и «Геометрия». В процессе промежуточной аттестации (за
полугодия и за год) по этому предмету выставляется одна отметка. В соответствии с
Концепцией развития математического образования в РФ математическое развитие
обучающегося в школе осуществляется на различных уровнях в соответствии с различными
образовательными траекториями, при этом задача школы - обеспечивать каждого
обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью. Концепция предполагает
совершенствование содержания математического образования, средств обучения, методики и
технологии обучения, системы контроля образовательных результатов обучающихся.
Поскольку математика включает две важнейшие содержательные линии «Алгебра и начала
математического анализа» и «Геометрия», школа выбрала смешанную модель реализации
содержательных линий в рамках единого учебного предмета «Математика». Смешанная
модель предполагает параллельное изучение двух содержательных линий в рамках одного
курса, для которого составляется одна рабочая программа. Реализация смешанной модели
требует использования двух отдельных учебников, с наименованиями соответствующими

содержательным линиям: «Математика: алгебра и начала математического анализа» и
«Геометрия».
2.4. Учебно-методическое обеспечение:
Школой при реализации образовательных программ для использования выбраны:
- учебные пособия, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность (Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254);
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в Перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.06.2016 № 699).
В 2023/2024 учебном году 11 класс продолжает обучение по учебным планам,
соответствующим ФГОС среднего общего образования, до вступления в силу изменений 2022
года.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2023-2024 учебный год общеобразовательного 11А класса
МОУ СОШ №35 (профиль универсальный)
Количество
Количество
Учитель
часов в
часов в год
Предметная область
Предметы
неделю
И
К
И
К
И
К
Обязательная часть
Русский язык
1Б
34Б
Гладенко В.В.
Русский язык,
литература
Литература
3Б
102Б
Гладенко В.В.
Родной язык
0,5
17
Гладенко В.В.
Родной язык, родная
литература
Родная литература
0,5
17
Гладенко В.В.
Иностранные языки
Математика и
информатика

Иностранный язык
(английский)
Математика
Информатика

3/3
6У

102
5Б

1/1

204У

170Б

34Б

Свиридова
А.И./Свиридова А.И
Крылова
Боцакова
Л.А.
Н.И.
Мамонтова
Т.А./Мамонтова Т.А.

Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности

История
Обществознание
География
Биология
Физика
Химия
Физическая культура

2Б
2Б
1Б
1Б
5У
1Б
2

ОБЖ
Технология
Индивидуальный
проект

2Б

4

34

1

Селезнева И.И.
Селезнева И.И.
Разинова В.В.
Разинова В.В.
Сурина О.В./Сурина О.В.
Разинова В.В.
Булунаков
А.С.

Булунаков
А.С.

Шедевр Т.А.
Недоедко
А.О.
Недоедко
Недоедко
А.О.
А.О..

136

1

34

Ерюшева
Т.Н.

0,5

17

Ерюшева
Т.Н.

34

Гладенко
В.В.

85

Тарабрина
О.С.

1

Школа - резерв МЧС

.

136
34

2

Экономика

Итого:
Внеурочная деятельность (кружки, секции,
проектная деятельность и др.)
История казачества
Воинские понятия
Студия бального танца
Мой проект
Россия – мои горизонты
Решение практических задач
Разговоры о важном
Армейский рукопашный бой
Строевая подготовка
Итого:

68

1

Право

Культура письменной
речи

68Б
68Б
34Б
34Б
170У 68Б
34Б

2,5
34

1156

10

340

1
1
1
1
1
2
1
1
1
44

34
34
34
34
34
68
34
34
34
1496

Кулишева Е.В.
Лоншаков В.А.
Степанова Н.Ю.
Любушкина Н.Н.
Володина Я.А.
Крылова Л.А.
Кулакевич Р.А.
Булунаков А.С.
Лоншаков В.А.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».