Родной язык (русский). 3 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 35
имени Героя Советского Союза В.П.Чкалова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку (русский)
Ступень обучения: начальное общее, 3 «А» класс
Количество часов: 17
Уровень базовый
Учитель:
Урюмцева Екатерина Севостьяновна, высшая квалификационная
категория
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной
программы начального общего образования. Авторской программы Александровой
О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И., Петленко Л.В.,
Романовой В.Ю., Рябининой Л.А. и программы курса «Школа развития речи»
Соколовой Т.Н. Москва «Просвещение» 2021г.

г. Комсомольск-на-Амуре
2023 - 2024 учебный год

Планируемые результаты изучения учебного курса «Родной язык (русский)»
Личностные
изучения предмета являются следующие
умения:
гражданско-патриотического
воспитания:
становление ценностного отношения к
своей Родине — России, в том числе
через изучение родного русского языка,
отражающего историю и культуру
страны;
осознание своей этнокультурной и
российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как
государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального
общения народов России;
сопричастность
к
прошлому,
настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам,
формируемое в том числе на основе
примеров
из
художественных
произведений;
первоначальные
представления
о
человеке как члене общества, о правах и
ответственности,
уважении
и
достоинстве человека, о нравственно-

Метапредметные
Предметные
Регулятивные:
Предметные результаты :
Учащиеся научатся на доступном уровне: К концу обучения во 2 классе
адекватно воспринимать оценку учителя; обучающийся научится:
- определять и формировать цель
- осознавать роль русского
деятельности на уроке с помощью
родного языка в постижении
учителя;
культуры своего народа;
- проговаривать последовательность
осознавать
язык
как
действий на уроке с помощью учителя;
развивающееся явление, связанное
учиться
высказывать
своё
с историей народа;
предположение (версию) на основе
распознавать
слова
с
работы с материалом учебника;
национально-культурным
- учиться работать по предложенному
компонентом
значения,
учителем плану;
обозначающие
предметы
- устанавливать причины успеха/неудач
традиционного русского быта
учебной деятельности;
(одежда, еда, домашняя утварь,
корректировать свои учебные действия
детские забавы, игры, игрушки),
для
преодоления
речевых
и
понимать значение устаревших
орфографических ошибок;
слов по указанной тематике;
- соотносить результат деятельности с
- использовать словарные статьи
поставленной учебной задачей по
учебного пособия для определения
выделению,
характеристике,
лексического значения слова;
использованию языковых единиц;
- понимать значение русских
- находить ошибки, допущенные при
пословиц и поговорок, крылатых
работе с языковым материалом, находить
выражений,
связанных
с
орфографические и пунктуационные
изученными темами; правильно
ошибки;
употреблять их в современных
сравнивать
результаты
своей
ситуациях речевого общения;
деятельности
и
деятельности
понимать
значение

этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе
отражённых
в
художественных
произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого
человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых
средств для выражения своего состояния
и чувств;
неприятие любых форм поведения,
направленных
на
причинение
физического и морального вреда другим
людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств
языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к
художественной
культуре,
восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных
видах художественной деятельности, в
том числе в искусстве слова; осознание
важности русского языка как средства
общения и самовыражения;
физического
воспитания,

одноклассников, объективно оценивать
их по предложенным критериям.
Средством
формирования
регулятивных УУД служат технология
продуктивного чтения и проблемно –
диалогическая технология
Познавательные:
ориентироваться
в
учебнике
(на
развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях;
- сравнивать различные языковые
единицы, устанавливать основания для
сравнения
языковых
единиц,
устанавливать
аналогии
языковых
единиц;
объединять
объекты
(языковые
единицы) по определённому признаку;
- определять существенный признак для
классификации
языковых
единиц;
классифицировать языковые единицы;
- находить в языковом материале
закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма наблюдения;
- анализировать алгоритм действий при
работе
с
языковыми
единицами,
самостоятельно
выделять
учебные
операции при анализе языковых единиц;
- с помощью учителя формулировать

фразеологических
оборотов,
отражающих русскую культуру,
менталитет
русского
народа,
элементы русского традиционного
быта (в рамках изученных тем);
осознавать
уместность
их
употребления
в
современных
ситуациях речевого общения;
- произносить слова с правильным
ударением (в рамках изученного);
осознавать
смыслоразличительную
роль
ударения на примере омографов;
- соблюдать основные лексические
нормы современного русского
литературного языка: выбирать из
нескольких возможных слов то
слово, которое наиболее точно
соответствует
обозначаемому
предмету или явлению реальной
действительности;
проводить
синонимические
замены с учётом особенностей
текста;
пользоваться
учебными
толковыми
словарями
для
определения
лексического
значения слова;
пользоваться
учебными
фразеологическими
словарями,
учебными словарями синонимов и

формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и
безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том
числе информационной) при поиске
дополнительной информации в процессе
языкового образования;
бережное отношение к физическому и
психическому здоровью, проявляющееся
в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни
человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных
произведений),
ответственное
потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров
из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе,
формируемое в процессе работы с
текстами;
неприятие действий, приносящих ей
вред;
ценности научного познания:

цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
- сравнивать несколько вариантов
выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных
критериев);
- делать выводы в результате совместной
работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной
формы
в
другую:
подробно
пересказывать небольшие тексты.
Средством
формирования
познавательных УУД служат тексты
учебников и их методический аппарат,
обеспечивающие
формирование
функциональной
грамотности
(первичных
навыков
работы
с
информацией).
Коммуникативные: - оформлять свои
мысли в устной и письменной форме (на
уровне предложения или небольшого
текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать
текст;
- договариваться с одноклассниками
совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им;
воспринимать
и
формулировать
суждения,
выражать
эмоции
в
соответствии с целями и условиями

антонимов для уточнения значения
слов и выражений;
- пользоваться орфографическим
словарём
для
определения
нормативного написания слов;
- различать этикетные формы
обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации;
- владеть правилами корректного
речевого поведения в ходе
диалога;
- использовать коммуникативные
приёмы
устного
общения:
убеждение, уговаривание, похвалу,
просьбу, извинение, поздравление;
- использовать в речи языковые
средства
для
свободного
выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации
общения;
- владеть различными приёмами
слушания научно-познавательных
и художественных текстов об
истории языка и о культуре
русского народа;
- анализировать информацию
прочитанного и прослушанного
текста: отличать главные факты от
второстепенных;
выделять
наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь

первоначальные
представления
о
научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе
языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том
числе
познавательный
интерес
к
изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
Средством достижения этих результатов
являются
тексты
в
упражнениях
учебника «Русский язык».


общения в знакомой среде;
- признавать возможность существования
разных точек зрения;
корректно
и
аргументированно
высказывать своё мнение;
строить
речевое
высказывание
в
соответствии с поставленной задачей;
- учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Средством
формирования
коммуникативных
УУД
служит
технология продуктивного чтения и
организация работы в парах и малых
группах.

между фактами;
- строить устные сообщения
различных видов: развёрнутый
ответ,
ответ-добавление,
комментирование
ответа
или
работы одноклассника;
- создавать тексты-инструкции с
опорой на предложенный текст;
- создавать тексты-повествования
о посещении музеев, об участии в
народных праздниках.

Планируемые результаты предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
обеспечивают формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и
письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на родном языке.

Основное содержание учебного предмета «Русский родной язык»
В 3 классе
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее - 6 ч.
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми
(правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра,
дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова,
называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени
и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии - 5 ч.
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжечка,
книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.)
(на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (категории рода, падежа
имён существительных). Практическое овладение нормами употребления
отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение
отдельных форм множественного числа имен существительных (родительный
падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое
овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования
предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным
значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму
единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста - 6 ч.
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания
и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч
и т.п.).

Тематическое планирование
№
п/п
1

Название раздела (тем)
Русский язык: прошлое и настоящее.

Кол-во
часов
6

2

Язык в действии

5

3

Секреты речи и текста.

6
Итого 17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 3 А класса

№
п/п

Тема урока

Характеристика
деятельности учащихся

Русский язык:
прошлое и настоящее
- 8 ч.
1

2

3

Где путь прямой, там не
езди по кривой. Пословицы,
поговорки в современной
ситуации речевого
общения.
Кто друг прямой, тот брат
родной. Слова, связанные с
особенностями
мировосприятия и
отношений между людьми
(правда – ложь, друг –
недруг, брат – братство –
побратим).
Слова, называющие
природные явления.

Распознают и понимают
значение устаревших слов по
указанной тематике;
распознают слова, связанные с
особенностями мировосприятия
и отношений между людьми;
распознают слова, называющие
природные явления и растения;
распознают слова, называющие
предметы и явления
традиционной русской
культуры;
используют словарные статьи
для определения лексического

Даты
План Факт

Примечание

Образные названия
солнышка, дождя, мороза,
вьюги, ветра. Образные
названия растений.

значения слова;
учатся понимать значение
русских пословиц и поговорок,
связанных с изученными
темами;
поиск информации в словарях
о происхождении слов;
поиск информации о
происхождении фамилии
учатся подбирать и употреблять
сравнения, эпитеты в устной и
письменной речи: работают со
словарем синонимов.

4

Проектное задание:
«Откуда в русском языке
эта фамилия»

5

У земли ясно солнце, у
человека – слово. Эпитеты
и сравнения. Списывание
отрывка фольклорного
текста с творческим
заданием.
Проверочная работа по выполняют
разделу «Русский язык: работу
прошлое и настоящее»

6

проверочную

проект

п/р

Язык в действии. - 5 ч.
7
8

9

10

11

Для чего нужны суффиксы,
Какие особенности рода
имён существительных есть
в
русском
языке.
Специфика грамматических
категорий русского языка.
Все ли имена
существительные «умеют»
изменяться по числам?
Редактирование
письменных текстов с
целью исправления
грамматических и
орфографических ошибок.
Как изменяются имена
существительные во
мн.числе? Восстановление
деформированного теста
«Зяблик с колечком» (По Н.
Сладкову
Зачем в русском языке
такие разные предлоги?
Проверочная работа по
разделу

учатся различать
существительные, имеющие
только форму единственного
или только форму
множественного числа;
учатся
редактировать
письменный текст с целью
исправления грамматических
и орфографических ошибок.

учатся владеть нормами
правильного
и
точного
употребления предлогов;

выполняют проверочную
работу

Секреты речи и
текста - 6 ч.
12

13

Особенности устного
выступления

Создаем текст -

учатся
строить
устные
сообщения различных видов:
развернутый ответ, ответдобавление,
комментирование ответа или
работы
одноклассника,
мини-доклад;

п/р

14

15
16

17

рассуждения. Аргументы.
Рассуждения. Выводы
Сочинение-рассуждение по
пословице «При солнышке
тепло, при матушке добро»
с использованием
различных способов
аргументации
Учимся редактировать
тексты.
Создаем
текстыповествования.
Создание
мини-доклада о народном
промысле
«Дымковская
игрушка»
Итоговая контрольная
работа

знакомятся со структурой
текста рассуждения;
учатся создавать текстырассуждения
с
использованием различных
способов аргументации
учатся строить устные
сообщения различных видов:
развернутый ответ, ответдобавление,
комментирование ответа или
работы одноклассника,
мини-доклад.
выполняют итоговую работу

к/р


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».