РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на родном (русском) языке
Ступень обучения: начальное общее ,2 «А» класс
Количество часов:18
Уровень базовый
Учитель: Коваленко Лариса Викторовна, высшая квалификационная категория
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Авторской
программыЛ.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской. (УМК «Школа России»), Москва «Просвещение» 2014г. и
авторской программы М.Н. Ходаковской, Хабаровск «Приамурские ведомости» 2015г.
.
г. Комсомольск-на-Амуре
2023 - 2024 учебный год
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском языке)» 2 класс
Личностные
-формирование чувства гордости за
свою
Родину,
её
историю,
российский народ, становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентации многонационального
российского общества;
-формирование
средствами
литературных
произведений
целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
-воспитание
художественноэстетического вкуса, эстетических
потребностей, ценностей и чувств
на основе опыта слушания и
заучивания наизусть произведений
художественнойлитературы;
-развитие этических
чувств,доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам других
людей;
-формирование
уважительного
отношения к иному мнению,
истории и культуре других
Метапредметные
-овладение способностью принимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
-освоение способами решения проблем
творческого и поискового характера;
-формирование
умения
планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности
и
способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
-использование знаково-символических средств
представления информации о книгах;
-активное использование речевых средств для
решения коммуникативных и познавательных
задач;
-использование различных способов поиска
учебной информации в справочниках, словарях,
энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
-овладение навыками смыслового чтения текстов
в соответствии с целями и задачами, осознанного
построения
речевого
высказывания
в
соответствии с задачами коммуникации и
составления текстов в устной и письменной
Предметные
-понимание родной литературы как
одной
из
основных
национальнокультурных ценностей
народа, как особого способа познания
жизни, как явления национальной и
мировой
культуры,
средства
сохранения передачи нравственных
ценностей традиций;
-осознание значимости чтения на
родном языке для личного развития;
формирование представлений о мире,
национальной истории и культуре,
первоначальных
этических
представлений, понят ий о добре и
зле, нравственности; формирование
потребности
в
систематическом
чтении на родном языке как средстве
познания себя и мира;
-использование разных видов чтения
(ознакомительное,
изучающее,
выборочное, поисковое); умение
осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных
текстов, участвовать в их обсуждении,
давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
-достижение
необходимого
для
продолжения образования уровня
читательской
компетентности,
общего
народов,
выработка
умения
терпимо относиться к людям иной
национальной принадлежности;
-овладение начальными навыками
адаптации к школе, к школьному
коллективу;
-принятие и освоение социальной
роли
обучающегося,
развитие
мотивов учебной деятельности и
формирование личностного
смысла учения;
-развитие самостоятельности и
личной ответственности за свои
поступки на основе представлений
о нравственных нормах общения; развитие навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях,
умения избегать конфликтов и
находить выходы из спорных
ситуаций,
умения
сравнивать
поступки героев литературных
произведений
со
своими
собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
-наличие мотивации к творческому
труду и бережному отношению к
материальным
и
духовным
ценностям,
формирование
установки на безопасный, здоровый
образ жизни.
формах;
-овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым
признакам, установления
причинно-следственных
связей,
построения рассуждений;
-готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать различные точки зрения и право
каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения иоценку
событий;
-умение договариваться о распределении ролей в
совместной
деятельности,
осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей её достижения, осмысливать
собственное поведение и поведение
окружающих;
-готовность
конструктивно разрешать
конфликты посредством учёта интересов сторон
и сотрудничества.
речевого развития, то есть овладение
техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами
интерпретации,
анализа
преобразования
художественных,
научно-популярных
и
учебных
текстов
с
использованием
элементарных литературоведческих
понятий;
-осознание коммуникативноэстетических возможностей родного
языка
на
основе
изучения
выдающихся произведений культуры
своего
народа,
умение
самостоятельно
выбирать
интересующую
литературу;
пользоваться
справочными
источниками
для
понимания
получения
дополнительной
информации.
К концу обучения во 2 классе ученик научится:
Личностные
- на основе художественных произведений определять основные ценности
взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь,
взаимовыручка);
- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков,
известных во всем мире.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье,
находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе
пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов,
рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о
них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом
читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала
урока в процессе его изучения;
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с
целями темы; понимать учебную задачу урока;
- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без
искажений и пр.);
- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным
критериям;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг
неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную
работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во
внутренней речи. Учащиеся получат возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока в мини-группе, принимать её,
сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные
действия с заданной задачей;
- читать в соответствии с целью чтения; - составлять план работы по
решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать
совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе;
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную
работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во
внешней речи.
Познавательные УУ
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные
вопросы;
- понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения,
объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных
материалов; - сравнивать лирические и прозаические произведения, басню
и стихотворение, народную и литературную сказку;
- создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки
зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А.
Крылова;
- соотносить пословицы и
поговорки с
содержанием
литературного произведения;
- определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или
учебника и рабочей тетради;
- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять информацию на основе различных художественных объектов,
например литературного произведения, иллюстрации, репродукции
картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника), выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного
произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от
мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в
своих творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл
читаемого произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и
стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова,
Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для
русской и мировой литературы;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих
нравственных установок и ценностей;
- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню
и рассказ; находить сходства и различия;
- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом
музыкального произведения, репродукцией картины художника;
самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин
художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение; прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его
основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;
- находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах
изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
- оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые
оценочные средства;
- оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных
героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные
книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или
прослушанное произведение, проявлять активность и стремление
высказываться, задавать вопросы; - понимать цель своего высказывания;
- пользоваться
элементарными приёмами убеждения, мимикой и
жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление
нравственной проблемы;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и
оценивании событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на
протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать
для себя подходящие роли и функции;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных
жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути
выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций
из литературных произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные
книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет,
периодику (детские журналы и газеты);
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать
художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
- ориентироваться в учебной книге, её элементах;
- находить сходные элементы в книге художественной;
- осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых
изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с
изучаемыми произведениями;
- соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь
содержания текста с его заголовком (почему так называется);
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая
своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу
слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять
традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам;
составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях,
происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о
праздниках с друзьями; - наблюдать, как поэт воспевает родную природу,
какие чувства при этом испытывает;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью
учителя;
- осуществлять переход от событийного восприятия
произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль
произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого
героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в
тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы
в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на
вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать,
опираясь на составленный под руководством учителя план;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной,
домашней, городской, виртуальной и др.);
- при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её
элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах,
участвовать в диалогах и дискуссиях;
Творческая деятельность
Учащиеся научатся;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана
или опорных слов с помощью учи теля;
- составлять собственные высказывания на основе произведений,
высказывая собственное отношение к прочитанному. Учащиеся получат
возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества
в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица
героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки,
осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить различия между научно-познавательным и художественным
текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность
к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу
различий;
- особенностях юмористического произведения в своей
литературнотворческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и
разъяснять её своими словами;
- находить в произведении средства художественной выразительности; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор,
находить доказательство этому в тексте.
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
Название раздела (тем)
Кол-во
часов
Русское народное творчество
Поэтическая тетрадь
Детям о детях
Мир природы
4
4
4
5
Итого
17
Содержание учебного предмета «Литературное чтениена родном (русском)
языке» 2 класс
Русское народное творчество(4 ч.)
Фольклор. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и
поговорки, считалки, загадки, частушки, колыбельные. Потешки и прибаутки –
малые жанры устного народного творчества. Слово как средство создания образа.
Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа
считалки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Распределение
загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и
бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль».
«Каша из топора». « Гуси лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным
текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказок на основе представленных
качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по
плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев.
Поэтическая тетрадь. (4 ч.)
Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской
детской литературы; произведения современной отечественной литературы.
Декламация стихотворных произведений наизусть: умение заучивать с помощью
иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги,
пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного
выбора и чтения книг.
Детство (4 ч.)
Произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально – нравственных
переживаний. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей
позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование
интонаций, соответствующих смыслу текста.
Мир природы (5 ч.)
Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, и др.. Герои рассказа.
Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Выборочный пересказ.
Оценка планируемых достижений. Основные темы детского чтения: произведения о
Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к
прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.
Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
на родном (русском) языке для 2 А класса
Тема
Дата
Дата Примечание
План
Факт
Живи сказка. Почему у бурундука на 01.09.2023
спине полоски.
Как белка с бурундуком дружить
перестали .
С. Наумов Сказки Северного сияния.
Д. Нагишкин Амурские сказки.
А. Лепетухин Хехцирские сказки.
В. Сукачёв Карысь.
П. Комаров Старые сказки.
Моя малая Родина. Б. Копалыгин
Письмо сыну.
А. Максимов Как я жил в тайге.
В. Шульжик Лесной пожар.
Е. Кохан На Амуре.
В. Арсеньев Страшный зверь.
В. Шульжик Вокруг острова на
«Букваре».
В. Щербак Приключения змеи.
Живое вокруг нас. Н. Наволочкин
Знакомые кота Егора.
О дружбе и взаимоотношениях героев
в произведении
Н. Наволочкина Знакомые кота Егора.
В. Арсеньев Рассказ зверолова.
Урок-викторина
15.09.2023
29.09.2023
13.10.2023
27.10.2023
17.11.2023
01.12.2023
15.12.2023
29.12.2023
19.01.2024
02.02.2024
16.02.2024
01.03.2024
22.03.2024
12.04.2024
26.04.2024
10.05.2024
24.05.2024