Литературное чтение (на родном языке) 2 класс.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на родном (русском) языке
Ступень обучения: начальное общее ,2 «А» класс
Количество часов:18
Уровень базовый
Учитель: Коваленко Лариса Викторовна, высшая квалификационная категория
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Авторской
программыЛ.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской. (УМК «Школа России»), Москва «Просвещение» 2014г. и
авторской программы М.Н. Ходаковской, Хабаровск «Приамурские ведомости» 2015г.
.
г. Комсомольск-на-Амуре
2023 - 2024 учебный год

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском языке)» 2 класс

Личностные
-формирование чувства гордости за
свою
Родину,
её
историю,
российский народ, становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентации многонационального
российского общества;
-формирование
средствами
литературных
произведений
целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
-воспитание
художественноэстетического вкуса, эстетических
потребностей, ценностей и чувств
на основе опыта слушания и
заучивания наизусть произведений
художественнойлитературы;
-развитие этических
чувств,доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам других
людей;
-формирование
уважительного
отношения к иному мнению,
истории и культуре других

Метапредметные
-овладение способностью принимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
-освоение способами решения проблем
творческого и поискового характера;
-формирование
умения
планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности
и
способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
-использование знаково-символических средств
представления информации о книгах;
-активное использование речевых средств для
решения коммуникативных и познавательных
задач;
-использование различных способов поиска
учебной информации в справочниках, словарях,
энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
-овладение навыками смыслового чтения текстов
в соответствии с целями и задачами, осознанного
построения
речевого
высказывания
в
соответствии с задачами коммуникации и
составления текстов в устной и письменной

Предметные
-понимание родной литературы как
одной
из
основных
национальнокультурных ценностей
народа, как особого способа познания
жизни, как явления национальной и
мировой
культуры,
средства
сохранения передачи нравственных
ценностей традиций;
-осознание значимости чтения на
родном языке для личного развития;
формирование представлений о мире,
национальной истории и культуре,
первоначальных
этических
представлений, понят ий о добре и
зле, нравственности; формирование
потребности
в
систематическом
чтении на родном языке как средстве
познания себя и мира;
-использование разных видов чтения
(ознакомительное,
изучающее,
выборочное, поисковое); умение
осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных
текстов, участвовать в их обсуждении,
давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
-достижение
необходимого
для
продолжения образования уровня
читательской
компетентности,
общего

народов,
выработка
умения
терпимо относиться к людям иной
национальной принадлежности;
-овладение начальными навыками
адаптации к школе, к школьному
коллективу;
-принятие и освоение социальной
роли
обучающегося,
развитие
мотивов учебной деятельности и
формирование личностного
смысла учения;
-развитие самостоятельности и
личной ответственности за свои
поступки на основе представлений
о нравственных нормах общения; развитие навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях,
умения избегать конфликтов и
находить выходы из спорных
ситуаций,
умения
сравнивать
поступки героев литературных
произведений
со
своими
собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
-наличие мотивации к творческому
труду и бережному отношению к
материальным
и
духовным
ценностям,
формирование
установки на безопасный, здоровый
образ жизни.

формах;
-овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым
признакам, установления
причинно-следственных
связей,
построения рассуждений;
-готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать различные точки зрения и право
каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения иоценку
событий;
-умение договариваться о распределении ролей в
совместной
деятельности,
осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей её достижения, осмысливать
собственное поведение и поведение
окружающих;
-готовность
конструктивно разрешать
конфликты посредством учёта интересов сторон
и сотрудничества.

речевого развития, то есть овладение
техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами
интерпретации,
анализа
преобразования
художественных,
научно-популярных
и
учебных
текстов
с
использованием
элементарных литературоведческих
понятий;
-осознание коммуникативноэстетических возможностей родного
языка
на
основе
изучения
выдающихся произведений культуры
своего
народа,
умение
самостоятельно
выбирать
интересующую
литературу;
пользоваться
справочными
источниками
для
понимания
получения
дополнительной
информации.

К концу обучения во 2 классе ученик научится:
Личностные
- на основе художественных произведений определять основные ценности
взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь,
взаимовыручка);
- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков,
известных во всем мире.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье,
находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе
пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов,
рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о
них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом
читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала
урока в процессе его изучения;
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с
целями темы; понимать учебную задачу урока;
- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без
искажений и пр.);
- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным
критериям;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг
неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную
работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во
внутренней речи. Учащиеся получат возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока в мини-группе, принимать её,
сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные
действия с заданной задачей;
- читать в соответствии с целью чтения; - составлять план работы по
решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать
совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе;
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную
работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во
внешней речи.

Познавательные УУ
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные
вопросы;
- понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения,
объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных
материалов; - сравнивать лирические и прозаические произведения, басню
и стихотворение, народную и литературную сказку;
- создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки
зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А.
Крылова;
- соотносить пословицы и
поговорки с
содержанием
литературного произведения;
- определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или
учебника и рабочей тетради;
- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять информацию на основе различных художественных объектов,
например литературного произведения, иллюстрации, репродукции
картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника), выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного
произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от
мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в
своих творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл
читаемого произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и
стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова,
Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для
русской и мировой литературы;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих
нравственных установок и ценностей;
- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню
и рассказ; находить сходства и различия;
- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом
музыкального произведения, репродукцией картины художника;
самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин
художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:

- вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение; прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его
основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;
- находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах
изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
- оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые
оценочные средства;
- оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных
героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные
книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или
прослушанное произведение, проявлять активность и стремление
высказываться, задавать вопросы; - понимать цель своего высказывания;
- пользоваться
элементарными приёмами убеждения, мимикой и
жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление
нравственной проблемы;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и
оценивании событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на
протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать
для себя подходящие роли и функции;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных
жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути
выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций
из литературных произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные
книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет,
периодику (детские журналы и газеты);
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать
художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
- ориентироваться в учебной книге, её элементах;
- находить сходные элементы в книге художественной;
- осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых
изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с
изучаемыми произведениями;

- соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь
содержания текста с его заголовком (почему так называется);
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая
своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу
слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять
традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам;
составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях,
происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о
праздниках с друзьями; - наблюдать, как поэт воспевает родную природу,
какие чувства при этом испытывает;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью
учителя;
- осуществлять переход от событийного восприятия
произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль
произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого
героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в
тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы
в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на
вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать,
опираясь на составленный под руководством учителя план;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной,
домашней, городской, виртуальной и др.);
- при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её
элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах,
участвовать в диалогах и дискуссиях;
Творческая деятельность
Учащиеся научатся;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана
или опорных слов с помощью учи теля;
- составлять собственные высказывания на основе произведений,
высказывая собственное отношение к прочитанному. Учащиеся получат
возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества
в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица
героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки,
осознавать их культурную ценность для русского народа;

- находить различия между научно-познавательным и художественным
текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность
к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу
различий;
- особенностях юмористического произведения в своей
литературнотворческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и
разъяснять её своими словами;
- находить в произведении средства художественной выразительности; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор,
находить доказательство этому в тексте.
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3

Название раздела (тем)

Кол-во
часов

Русское народное творчество
Поэтическая тетрадь
Детям о детях
Мир природы

4
4
4
5

Итого

17

Содержание учебного предмета «Литературное чтениена родном (русском)
языке» 2 класс
Русское народное творчество(4 ч.)
Фольклор. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и
поговорки, считалки, загадки, частушки, колыбельные. Потешки и прибаутки –
малые жанры устного народного творчества. Слово как средство создания образа.
Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа
считалки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Распределение
загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и
бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль».
«Каша из топора». « Гуси лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным
текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказок на основе представленных
качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по
плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев.
Поэтическая тетрадь. (4 ч.)
Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской
детской литературы; произведения современной отечественной литературы.
Декламация стихотворных произведений наизусть: умение заучивать с помощью
иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги,
пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного
выбора и чтения книг.
Детство (4 ч.)

Произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально – нравственных
переживаний. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей
позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование
интонаций, соответствующих смыслу текста.
Мир природы (5 ч.)
Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, и др.. Герои рассказа.
Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Выборочный пересказ.
Оценка планируемых достижений. Основные темы детского чтения: произведения о
Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к
прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.
Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
на родном (русском) языке для 2 А класса
Тема
Дата
Дата Примечание
План
Факт
Живи сказка. Почему у бурундука на 01.09.2023
спине полоски.
Как белка с бурундуком дружить
перестали .
С. Наумов Сказки Северного сияния.
Д. Нагишкин Амурские сказки.
А. Лепетухин Хехцирские сказки.
В. Сукачёв Карысь.
П. Комаров Старые сказки.
Моя малая Родина. Б. Копалыгин
Письмо сыну.
А. Максимов Как я жил в тайге.
В. Шульжик Лесной пожар.
Е. Кохан На Амуре.
В. Арсеньев Страшный зверь.
В. Шульжик Вокруг острова на
«Букваре».
В. Щербак Приключения змеи.
Живое вокруг нас. Н. Наволочкин
Знакомые кота Егора.
О дружбе и взаимоотношениях героев
в произведении
Н. Наволочкина Знакомые кота Егора.
В. Арсеньев Рассказ зверолова.
Урок-викторина

15.09.2023
29.09.2023
13.10.2023
27.10.2023
17.11.2023
01.12.2023
15.12.2023
29.12.2023
19.01.2024
02.02.2024
16.02.2024
01.03.2024
22.03.2024
12.04.2024
26.04.2024

10.05.2024
24.05.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».