Литературной чтение (на родном языке) 3 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 35
имени Героя Советского Союза В.П.Чкалова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на родном (русском) языке
Ступень обучения: начальное общее, 3 «А» класс
Количество часов:17
Уровень базовый
Учитель:
Урюмцева Екатерина Севостьяновна, высшая квалификационная
категория
Программа разработана на основе Примерной
основной
образовательной
программы начального общего образования. Авторской программы О. М.
Александровой, с учётом общих целей изучения курса, определенных федеральным
государственным стандартом содержания начального образования и отраженных в
Примерной (базисной) программе курса «Литературное чтение на родном русском
языке», М.: Просвещение, 2021
.

г. Комсомольск-на-Амуре
2023 - 2024 учебный год

Планируемые результаты изучения учебного курса «Литературное чтение на родной (русском) язык»
Личностные
- формирование чувства гордости
за свою Родину, её историю, российский
народ,
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентации многонационального
российского общества;
формирование
средствами
литературных
произведений
целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
воспитание
художественноэстетического вкуса, эстетических
потребностей, ценностей и чувств
на основе опыта слушания и
заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
- развитие этических чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам других
людей;
- формирование уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других народов,
выработка
умения
терпимо

Метапредметные
- овладение способностью принимать и
сохранять
цели
и
задачи
учебной
деятельности,
поиска
средств
её
осуществления;
- освоение способами решения проблем
творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
- формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических
средств представления информации о
книгах;
- активное использование речевых средств
для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач;
- использование различных способов поиска
учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации
информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными
задачами;

Предметные
- понимание родной русской литературы
как национально-культурной ценности
народа, как особого способа познания
жизни, как явления национальной и
мировой культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и
традиций;
- осознание коммуникативно-эстетических
возможностей русского языка на основе
изучения
произведений
русской
литературы;
- осознание значимости чтения родной
русской литературы для личного развития;
для познания себя, мира, национальной
истории и культуры; для культурной
самоидентификации; для приобретения
потребности в систематическом чтении
русской литературы;
ориентировку
в
нравственном
содержании прочитанного, соотнесение
поступков героев с нравственными
нормами,
обоснование
нравственной
оценки поступков героев;
овладение
элементарными
представлениями
о
национальном
своеобразии метафор, олицетворений,
эпитетов;
- совершенствование читательских умений

относиться
к
людям
иной
национальной принадлежности;
- принятие и освоение социальной
роли
обучающегося,
развитие
мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла
учения;
- развитие самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях,
умения избегать конфликтов и
находить выходы из спорных
ситуаций,
умения
сравнивать
поступки героев литературных
произведений
со
своими
собственными
поступками,
осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому
труду и бережному отношению к
материальным
и
духовным
ценностям,
формирование
установки на безопасный, здоровый
образ жизни.


- овладение навыками смыслового чтения
текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного
построения
речевого
высказывания в соответствии с задачами
коммуникации
и составления текстов в устной и
письменной формах;
- овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам,
установления
причинно-следственных
связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести
диалог, признавать различные точки зрения
и право каждого иметь и излагать своё
мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении
ролей
в
совместной
деятельности,
осуществлять
взаимный
контроль
в
совместной деятельности, общей цели и
путей
её
достижения,
осмысливать
собственное
поведение
и
поведение
окружающих;
- готовность конструктивно разрешать
конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества

(чтение вслух и про себя, владение
элементарными приёмами интерпретации,
анализа
и
преобразования
художественных, научно-популярных и
учебных текстов);
- применение опыта чтения произведений
русской
литературы
для
речевого
самосовершенствования
(умения
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста,
доказывать и подтверждать собственное
мнение ссылками на текст; передавать
содержание
прочитанного
или
прослушанного с учётом специфики текста
в виде пересказа, полного или краткого;
составлять устный рассказ на основе
прочитанных произведений с учётом
коммуникативной задачи (для разных
адресатов), читать наизусть стихотворные
произведения);
- самостоятельный выбор интересующей
литературы, обогащение собственного
круга чтения;
- использование справочных источников
для
получения
дополнительной
информации.

К концу обучения во 3 классе
Обучающийся научится:
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки

героев с нравственными нормами;
- владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами
интерпретации художественных и учебных текстов;
- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
- обогащать собственный круг чтения.
- особенностям устного народного творчества по сравнению с литературным;
- функциональным особенностям фольклорных жанров;
- иметь представление об общих корнях и путях развития литературы разных народов; о следах
обряда и мифологических мотивах в фольклоре и литературе; об особенностях характеров героев в
народной и авторской сказке. - знать наизусть 3-5 стихотворений разных авторов по выбору;
имена 4-5`классиков русской и зарубежной литературы, 4-5 современных писателей (поэтов) и
названия их произведений, прочитанных в классе; 2 периодических литературно-художественных
и публицистических издания.
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 80 - 90 слов в
минуту;
- различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора;
- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в
авторской литературе;
- находить фольклорные мотивы и приѐмы устного народного творчества в авторских
произведениях;
-эмоционально воспринимать характеры героев произведений;
- сравнивать характеры героев разных произведений;
- сравнивать своѐ и авторское отношение к герою;
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к
прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между
предложениями и частями текста;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в
зависимости от цели чтения;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа,
сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам;
составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни
семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их
смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения
конфликтных ситуаций;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор,
название, тема книги,
рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль
произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения
поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить
эпизод из прочитанного про-изведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного
мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный
под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской,
виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её
элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и
дискуссиях о них;
-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого,
Чехова, Тютчева,Фета, Некрасова и др.) для русской культуры; - выбирать при выразительном
чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается,
стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и
предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления;
осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности
(добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения
литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно
подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных
произведений, доказывая свою точку зрения;
- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из
разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
- делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа,
продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках;
пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на
самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и
точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст,
включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в
соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по
пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;
- пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности,
осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе
прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных
писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их,
возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные

праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать
в литературных
викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам;
участвовать в читательских конференциях.
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
соотносить с пословицами и поговорками;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства
этому в тексте;
- осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического
стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства
сходства и различия;
- находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд
литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой,
автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста,
используя средства художественной выразительности
Учащиеся научатся:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение
этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих
произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и
уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать
собственные высказывания и произведения о Родине.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить
примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины,
местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей,
используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, урокипраздники, уроки-конкурсы и пр.);
- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного
сочинения.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение
на родном (русском) языке»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на
вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию
воспринятого на слух текста.
Чтение
- Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с

индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение
орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов.
- Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и
жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
- Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст
как источник познания ценностей и традиций народа.
- Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и
сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к
Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского
национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и
др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость,
гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота,
терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры
православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с
окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и
продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков
героев. Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира
героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические
представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане,
ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их
развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с
чувствами и настроением человека.
- Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к
произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
- Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст;
высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы.
Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного
текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий,
выборочный пересказ текста). Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и
устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе
национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору
учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам,
поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список
произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике.
Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих
сведения о русской культуре.
- Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков
русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы,
отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа,
особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные
произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся
представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах,
художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о
детских фантазиях и мечтах.
- Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные
формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и
поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения;
портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их
значение в художественной речи.
- Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных
произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного
текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи
(для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на
репродукции картин русских художников.
Перечень произведений, реализующих содержание программы:
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (17 ч)

Раздел 1. Мир детства (10 ч)
Я и книги (3 ч)
Пишут не пером, а умом Произведения, отражающие первый опыт «писательства».
Например: В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). В. П.
Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»). И.Краева
«Письмописательское искусство».
Я взрослею (3 ч)
Жизнь дана на добрые дела Пословицы о доброте. Произведения, отражающие
представление о доброте как нравственно-этической ценности, значимой для
национального русского сознания. Например: Ю. А. Буковский. «О Доброте —
злой и доброй». Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
Живи по совести Пословицы о совести. Произведения, отражающие представление
о совести как нравственно-этической ценности, значимой для национального
русского сознания. Например: П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». Н. Г.
Волкова. «Дреби-Дон».
Я и моя семья (2 ч)
В дружной семье и в холод тепло Произведения, отражающие традиционные
представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание,
забота,терпение, уважение к ст аршим). Например: О. Ф. Кургузов. «Душа
нараспашку».А. Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент). В. М.
Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (2 ч)

Детские фантазии Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для
взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического. Например: В.
П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). Л. К.
Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
Раздел 2. Россия — Родина моя (7 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (2 ч)
Люди земли Русской Произведения о выдающихся представителях русского народа.
Например: О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).В. А. Бахревский.
«Семён Дежнёв» (фрагмент).Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).А. Н.
Майков. «Ломоносов» (фрагмент).
От праздника к празднику (2 ч)
Всякая душа празднику рада Произведения о праздниках, значимых для русской
культуры: Рождестве, Пасхе. Например:Е. В. Григорьева. «Радость».А. И. Куприн.
«Пасхальные колокола» (фрагмент).С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе (3 ч)
Неразгаданная тайна — в чащах леса… Поэтические представления русского
народа о лесе, реке, тумане; отражение этих представлений в фольклоре и их
развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о лесе,
реке, тумане.
В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).В. Д. Берестов. «У реки».И. С.
Никитин. «Лес».К. Г. Паустовский. «Клад».М. М. Пришвин. «Как распускаются
разные деревья».И. П. Токмакова. «Туман».

Тематическое планирование
№
п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
2.3

Название раздела (тем)
Мир детства
Я и книги
Я взрослею
В дружной семье и в холод тепло
Я фантазирую и мечтаю
Россия — Родина моя
Люди земли русской
От праздника к празднику
О родной природе

Кол-во
часов
10
3
3
2
2
7
2
2
3
Итого 17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
ЛИТЕРАТУРНОМЙ ЧТЕНИЮ на РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ
для 3 А класса
Даты

№
п/п

Тема урока

Мир детства – 10ч.
1

Я и книга – 3ч.
В. И. Воробьев. «Мой дневник». (Глава из книги «Я не
придумал ничего»)

2

И.Краева «Письмописательское искусство». (Глава из
повести Колямба, внук Одежды Петровны)

3

В. П. Крапивин. «День рождения». (Глава из повести
«Сказки Севки Глущенко») Т.В.Толстая «Детство
Лермонтова».
Я взрослею – 3ч.

4

Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». Ю. А. Буковский. «О
Доброте — злой и доброй».

5

П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».

6

Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон». Пословицы о совести.

7

В дружной семье и в холод тепло – 2ч.
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках»
(фрагмент).

8

9
10

11

А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). О. Ф.
Кургузов. «Душа нараспашку».
Я фантазирую и мечтаю – 2ч.
В. П. Крапивин. «Зелёная грива». Л. К. Чуковская. «Мой
отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
В.П.Крапивин. «Что такое стихия.» (Глава из повести
«Сказки Севки Глущенко») Г.А.Скребицкий «Чему научила
сказка».
Россия – Родина моя - 7 ч.
Люди земли Русской – 2ч.
Люди земли Русской. В. А. Бахревский «Рябово», М. А.
Булатов, В. И. Порудоминский «Собирал человек слова».

План

Факт

12

13

14

15

Люди земли Русской. М. Л. Яковлев «Сергий Радонежский
приходит на помощь», И. К. Языкова «Преподобный
Сергий Радонежский».
От праздника к празднику -2ч.
В.А.Никифоров-Волгин «Серебряная метель»,
Е.В.Григорьева «Радость», А.А.Коринфский
«Христославы».
А.Н.Майков «Христос Воскрес!», А.И.Куприн «Пасхальные
колокола», С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент),
К.М.Фофанов «Под напев молитв пасхальных».
О родной природе – 4ч.
И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад».

16

М.М.Пришвин. «Река». В.П.Астафьев. «Ночь тёмнаятёмная». В.Г.Распутин. «Горные речки»

17

И. П. Токмакова. «Туман». В. П. Астафьев. «Зорькина
песня» (фрагмент). Обобщающий урок викторина


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».