РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Экономическая и социальная география мира
Ступень обучения
основное общее 11 класс
Количество часов: 34 уровень базовый
Учитель: Разинова Валентина Владимировна, высшая квалификационная категория
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Авторской программы: Домагацких Е. М., Н.И. Алексеевский (М.: ООО «ТИД «Русское слово – PC», 2013).
г. Комсомольск – на – Амуре
2022/2023 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированностью устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде
обитания всего живого, в том числе и человека.
формирование и развитие посредством географического знания:
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения
в повседневной жизни и производственной деятельности;
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей
познавательной деятельностью;
готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными
интересами и возможностями.
формирование универсальных способностей деятельности, применяемые как в рамках образовательного
процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни,
правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках, принимать решения.
В результате изучения географии на базовом уровне ученик 11 класса должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные
сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую
специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы
современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его
основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социальноэкономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном
географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных,
социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую
ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных,
антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными,
социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под
влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы,
диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и
процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы,
геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических
событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; понимания географической специфики крупных регионов и
стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Содержание учебного предмета. География. 11 класс
Часть 2. Региональный обзор мира
Тема 1. Политическая карта мира (2 часа)
Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на
политической карте мира.
Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер
границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.
Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны.
Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и
республики. Унитарное и федеративное государства.
Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.
Основные понятия: политико-географическое положение, территория страны, сухопутные, водные и морские границы,
анклав, республики, монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства, международные организации, регион.
Практическая работа
№ 1 по теме: «Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному
устройству» (обучающая)
Тема 2. Зарубежная Европа (5 часов)
Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная,
Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного
наследия.
Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение
межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы
урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.
Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их
география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского
хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные
экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.
Особенности европейских субрегионов.
Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая
историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы.
Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике.
Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической
промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось развития.
Практическая работа
№ 2 по теме: «Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы» (итоговая).
Практическая работа
№ 3 по теме: «Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы».
Тема 3. Зарубежная Азия (10 часов)
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами.
Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и
агроклиматические ресурсы.
Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и
территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.
Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран.
Новые индустриальные страны.
Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.
Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные
экономические связи. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания.
Объекты Всемирного наследия.
Субрегионы Зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия.
Специфика субрегионов.
Страны Азии.
Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка.
Территория, границы, положение.
Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и
демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города.
Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой
структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.
Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные
сельскохозяйственные районы.
Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.
Практическая работа
№4 по теме: «Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии»
(итоговая).
Практическая работа
№ 5 по теме «Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии» (тренировочная).
Практическая работа
№ 6 по теме: «Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии» (итоговая).
Тема 4. Северная Америка (3 часа)
Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный
строй.
Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в
формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные
города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.
Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их
география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства.
География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной
системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.
Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.
Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного
строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих
отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве.
Взаимозависимость экономики Канады и США.
Основные понятия: Англо-Америка, Латинская Америка.
Практическая работа № 7 по теме: «Заполнение таблицы «Экономические районы США» (итоговая).
Тема 5. Латинская Америка (4 часа)
Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава.
Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские
агломерации. Ложная урбанизация.
Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные
отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли.
Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.
Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация.
Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей
среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские
(Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.
Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения,
государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом
хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник».
Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе.
Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Андийские страны, Вест-Индия, Центральная Америка, латифундии.
Практическая работа
№ 8 по теме: «Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки» (итоговая).
Практическая работа № 9 по теме: Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской
Америки (тренировочная).
Тема 6. Африка (4 часа)
Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные
споры и конфликты. Особенности государственного строя.
Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная
оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.
Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава
населения. Особенности размещения населения.
Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение
горнодобывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства.
Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного
наследия.
Международные экономические связи.
Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.
Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая
историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы,
населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые.
Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».
Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.
Практическая работа № 10 по теме: «Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам
школьного атласа» (итоговая).
Практическая работа № 11 по теме: «Подбор рекламно- информационных материалов для обоснования
деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки» (итоговая).
Тема 7. Австралия и Океания (2 часа)
Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный
строй.
Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.
Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и
хозяйственного развития.
Практическая работа № 12 по теме: «Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам
атласа «(итоговая).
Тема 8. Россия в современном мире (2 часа)
Экономико-географическая история России. Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной
политической и экономической карте мира. Отрасли международной специализации России. Международные связи
России.
Практическая работа № 13 по теме: «Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации,
характеризующих место России в современном мире» (итоговая).
1
2
3
4
5
6
7
8
11 класс
Часть 2. Региональный обзор мира. Политическая карта мира.
Зарубежная Европа
Зарубежная Азия.
Северная Америка.
Латинская Америка.
Африка.
Австралия и Океания.
Россия в современном мире.
Обобщение знаний.
итого
2
5
10
3
4
4
2
2
2
33 часа
Перечень обязательных практических работ 11 класс
№
1
Тема
Политическая карта
мира
2
Зарубежная Европа
Название практической работы
Практическая работа № 1 по теме: «Классификация крупнейших
государств мира: а) по формам правления, б) по государственному
устройству»
Практическая работа
№ 2 по теме: «Обозначение на контурной карте границ субрегионов
Европы»
Практическая работа
№ 3 по теме: «Разработка маршрута туристической поездки по странам
Европы».
3
Зарубежная Азия
4
США
5
Латинская Америка
6
Африка
7
Австралия и Океания
8
Россия в современном
мире
Практическая работа
№ 4 по теме: «Сравнительная характеристика экономико-географического
положения двух стран Азии»
Практическая работа № 5 по теме «Разработка маршрута туристической
поездки по странам Азии»
Практическая работа
№ 6 по теме: «Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии».
Практическая работа № 7 по теме: «Заполнение таблицы
«Экономические районы США»
Практическая работа 8 по теме: «Составление картосхемы «Природные
ресурсы субрегионов Латинской Америки»
Практическая работа № 9 по теме: Разработка маршрута туристической
поездки по странам Латинской Америки
Практическая работа № 10 по теме: «Оценка ресурсного потенциала
одной из африканских стран по картам школьного атласа»
Практическая работа № 11 по теме: «Подбор рекламно- информационных
материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном
из субрегионов Африки»
Практическая работа № 12 по теме: «Характеристика природно-ресурсного
потенциала Австралии по картам атласа
Практическая работа № 13 по теме: «Анализ материалов, опубликованных
в средствах массой информации, характеризующих место России в
современном мире»
Календарно-тематическое планирование география 11 класс (1 час в неделю) 2022 /2023 учебный
год 33 часа
Тема 1. Политическая карта мира
2 часа
1
1
Современная политическая карта мира и этапы ее
развития.
2
2
Дифференциация стран современного мира.
Практическая работа № 1 по теме:
«Классификация крупнейших государств мира: а)
по формам правления, б) по государственному
устройству»
Тема 2. Зарубежная Европа
05.09
§.1 Составление
систематизирую
щей таблицы
«Государственн
ый строй мира»
Практиче
ская
работа
12.09
§.2 атлас, к/к
Практиче
ская
работа
19.09
§.3 к/к
Я Класс
26.09
§.4 таблица
§.5 отрасли
специализации,
экспорт, импорт
§.6 визитная
карточка
5 часов
Общая характеристика региона. Практическая
работа
№ 2 по теме: «Обозначение на контурной карте
границ субрегионов Европы»
Демографическая ситуация в зарубежной Европе.
3
1
4
2
5
3
Хозяйственные различия между странами.
Центральная ось развития
10.10
6
4
Федеративная Республика Германия.
17.10
7
5
Республика Польша. Специфика страны.
Практическая работа
№ 3 по теме: «Разработка маршрута
туристической поездки по странам Европы».
Тема 3. Зарубежная Азия
Практиче
ская
работа
24.10
§.7 к/к
5 часов
8
1
Общая характеристика региона.Практическая
работа
№ 4 по теме: «Сравнительная характеристика
экономико-географического положения двух стран
Азии»
Практиче
ская
работа
07.11
§.8 к/к
9
2
Практиче
ская
работа
14.11
§.9 проект
10
3
Население.
Уровень хозяйственного развития и международная
специализация стран. Практическая работа № 5 по
теме «Разработка маршрута туристической
поездки по странам Азии»
Субрегионы зарубежной Азии.Практическая работа
№ 6 по теме: «Обозначение на контурной карте
границ субрегионов Азии».
Практиче
ская
работа
21.11
§.9 к/к
11
4
Япония. Территория, границы, положение,
государственный строй.
Я Класс
28.11
§.10 картосхема
МЭС страны
12
5
Место Японии.
Я Класс
05.12
§.11 сообщение
13
6
Китайская Народная Республика. Территория,
границы, положение.
Я Класс
12.12
§.12
14
7
Хозяйство Китая: достижения и проблемы.
15
8
Республика Индия. Территория, границы, положение,
государственный строй.
16
9
Достижения и проблемы экономики Индии.
17
10
Итоговый тест за 1 полугодие по темам
«Зарубежная Европа», «Зарубежная Азия».
Тема 4. Северная Америка
19.12
Дистанци 26.12
онно
Дневник.
ру
16.01
Тест
§.13 проект
отрасли
специализации
§.14 визитная
карточка страны
§.15 проект,
буклет
23.01
3 часа
18
1
Соединенные Штаты Америки: географические
особенности отраслевой и территориальной структуры
мирового хозяйства, размещения его основных
отраслей
19
2
Хозяйство США. Практическая работа
№ 7 по теме: «Заполнение таблицы
30.01
Практиче
ская
06.02
§.16
Составление
картосхемы
районов
загрязнения
окружающей
среды в США,
выявление
источников
загрязнения.
§.16 к/к
«Экономические районы США»
20
3
работа
Канада.
Тема 5. Латинская Америка
13.02
§.18 к/к проект
20.02
§.19 к/к
27.02
§.20 к/к
06.03
§.21 к/к
4 часа
21
1
22
2
Состав и общая характеристика региона.
Практическая работа
№ 8 по теме: «Составление картосхемы
«Природные ресурсы субрегионов Латинской
Америки»
Современный уровень и структура хозяйства.
23
3
Бразилия. Территория, границы, положение.
24
4
Бразилия. Основные черты хозяйства. Практическая
работа
№ 9 по теме: Разработка маршрута
туристической поездки по странам Латинской
Америки
4 часа
Практиче
ская
работа
13.03
§.22 проект
Общая характеристика региона. Практическая
работа
№ 10 по теме: «Оценка ресурсного потенциала
одной из африканских стран по картам школьного
атласа»
Я Класс
20.03
§.23
Составление
прогноза
экономического
развития стран
Африки на базе
эффективного
Тема 6. Африка
25
1
Практиче
ская
работа
26
2
Место и роль Африки в мировом хозяйстве.
27
3
28
4
Южно-Африканская Республика (ЮАР) –
единственная экономически развитая страна Африки.
Практическая работа
№ 11 по теме: «Подбор рекламно- информационных
материалов для обоснования деятельности
туристической фирмы в одном из субрегионов
Африки»
Республика Кения – типичная развивающаяся страна
Африки. Специфика. Отраслевой состав.
Тема 7. Австралия и Океания
Практиче
ская
работа
10.04
использования
природных
ресурсов.
§.24 картосхема
связи страны
§.25 к/к
Зачет
17.04.
проект
03.04
2часа
29
1
Австралия.Практическая работа
№ 12 по теме: «Характеристика природноресурсного потенциала Австралии по картам
атласа»
Практиче
ская
работа
24.04
§.28 к/к
30
2
Океания. Географическая специфика.
Зачет
01.05
§.28 сообщение
Тема 8. Россия в современном мире
31
1
2 часа
Экономико-географическая история России. Роль
России в мировом хозяйстве и ее изменение.
Практическая работа № 13 по теме: «Анализ
материалов, опубликованных в средствах массой
информации, характеризующих место России в
современном мире»
32
33
2
Практиче
ская
работа
Россия на современной политической и
Я Класс
экономической карте мира. Отрасли международной
специализации России. Международные связи России.
Тест
Итоговый тест в форме ЕГЭ за курс 11 класса.
08.05
§.29 к/к ,
Экономикогеографическая
история
15.05
§.30 к/к
22.05
Перечень географической номенклатуры 10 – 11 класс
Страны монархии:
Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды,
Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман,
Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.
Страны с федеративным устройством:
Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Бангладеш, Мьянма, Пакистан,
Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина,
Австралия (Австралийский Союз).
Внутриконтинентальные страны
Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер,
ЦАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Уганда и др.
Типология стран:
Развитые страны:
«Большая семерка», малые европейские страны, внеевропейские страны (с переселенческим капитализмом)
Развивающиеся страны:
Ключевые, Новые индустриальные, Нефтеэкспортирующие, отсталые страны мира.
Страны, добившиеся независимости после Второй мировой войны:
Азия: Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан, Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан, Мьянма, Израиль, Шри-Ланка,
Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен, Мальдивы, Сингапур, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней,
Восточный Тимор.
Африка: Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Габон, Бенин, Камерун, ДР Конго, НР
Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, Алжир,
Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Замбия, Малави, Гамбия, Ботсвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная
Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Коморские острова, Ангола, Сейшельские
острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея.
Америка: Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Белиз,
Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.
Океания: Науру, Тонга, Фиджи, Папуа—Новая Гвинея Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати, Вануату, Федеративные
штаты Микронезии (Каролинские острова), Маршалловы острова, Палау.
Европа: Мальта.
Зарубежная Европа:
Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне - Силезский.
Нефтегазоносный бассейн: Североморский.
Железорудный бассейн: Лотарингский.
Промышленность:
Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция.
Химическая: ФРГ
Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.
Высокоразвитые районы: Лондонский, Парижский, южный район ФРГ (Штутгарт, Мюнхен), «промышленный
треугольник» Италии (Милан—Турин—Генуя)
Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ), Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс
(Великобритания), Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция), Верхне - Силезский (Польша), Остравский (Чехия).
Столицы стран Европы.
Зарубежная Азия и Австралия:
Страны и столицы
Города: Шанхай, Осака, Мумбаи, Сидней, Мельбурн
Африка:
Страны и столицы.
Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Замбия, Коморские острова,
Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Нигер, Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.
США и Канада:
Страны и столицы.
Мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сансан.
Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.
Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и др.
Латинская Америка:
Страны и столицы.
Производители:
Бананы: Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика.
Сахар: Куба
Кофе: Бразилия, Колумбия
Мясо и пшеница: Аргентина
Города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро
Крупнейшие городские агломерации мира:
Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др.
Десять мировых центров:
Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.
Страны –лидеры по промышленному производству в мире:
США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.
Великие горнодобывающие страны мира:
США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.