РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Органическая химия
Ступень обучения
основное общее 11класс
Количество часов: 34 часа уровень базовый
Учитель: Разинова Валентина Владимировна, высшая квалификационная категория
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Авторской программы: Габриелян О. С М. «Дрофа», 2012.
г. Комсомольск – на – Амуре
2022-2023 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса химии
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии в средней (полной) школе должна
быть направлена на достижение личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере — воспитание чувства гордости за российскую химическую науку, гуманизма,
целеустремлѐнности;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной
деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов
познания (системно информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей
действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение,
обобщение, систематизация, выявление причинно- следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости
содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику
возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться:
а) на базовом уровне в познавательной сфере:
• давать определения изученным понятиям; • описывать демонстрационные и самостоятельно проведѐнные
эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
• описывать и различать изученные классы органических соединений, химические реакции;
• классифицировать изученные объекты и явления;
• наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и
в быту;
• делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства
неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
• структурировать изученный материал;
• интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;
• моделировать строение простейших молекул органических веществ; в ценностно-ориентационной сфере:
• анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности
человека, связанной с переработкой веществ; в трудовой сфере:
• проводить химический эксперимент; в сфере физической культуры:
• оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным
оборудованием.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета
«Химия» на базовом уровне являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
-
использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа;
-
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
-
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и
в повседневной жизни экологических требований;
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи,
систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической
деятельности.
Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью
учебного задания.
В результате изучения курса химии на базовом уровне учащиеся должны:
Знать (понимать)
Важнейшие химические понятия: вещество, химическая связь, Электроотрицательность, валентность, степень
окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая
диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, углеродный скелет, функциональная
группа, изомерия, гомология.
Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства составов, периодический закон.
Основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических
соединений.
Важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла,
глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
Уметь:
Называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре.
Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях,
заряд иона, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических
соединений.
Характеризовать: основные классы органических соединений, строение и химические свойства изученных
органических соединений.
Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной,
ковалентной).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневнойжизни для:
- Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- Определения возможности протекания химических превращения в различных условиях и оценки их последствий;
- Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- Приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Содержание учебного предмета, курса химии 11 класс
(1 час в неделю; всего 34 часа)
Тема 1. Строение атома. (3 часа).
Периодический закон и периодическая система химических элементов. Состав атомных ядер. Строение электронных
оболочек атомов элементов первых 4-х периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных
элементов.
Тема 2. Строение вещества. (14 часов). Химическая связь. Ковалентная связь, еѐ разновидности и механизм
образования. Электроотрицательность. Степень окисления. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь.
Водородная связь.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Золи, гели, понятие о коллоидах. Теория строения органических
соединений. Структурная изМодели ионных кристаллических решеток (хлорид натрия). Полимеры: пластмассы,
каучуки, волокна. Ознакомление с минеральными водами. Демонстрация
Практическая работа
№ 1 по теме: «Получение собирание и распознавание газов».
Контрольная работа 1 по теме «Строение вещества»
Тема 3. Химические реакции. (8 часов). Классификация химических реакций. Скорость реакции, еѐ зависимость от
различных факторов. Катализ. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Среда
растворов: кислая, нейтральная, щелочная.
Превращение красного фосфора в белый. Модели молекул н-бутана и изобутана, гомологов бутана.
Лабораторный опыт. Реакции обмена, идущие с образованием осадка, газа и воды. Лабораторный опыт.
Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью катализатора (MnO2) и каталазы сырого
картофеля. Растворение окрашенных веществ в воде: сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа
(III). Лабораторный опыт. Различные случаи гидролиза солей.
Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с
сульфатом меди (II).
Тема 4. Вещества и их свойства. (9 часов). Классификация неорганических веществ. Металлы. Неметаллы. Кислоты
неорганические и органические. Основания неорганические и органические. Амфотерные неорганические и
органические соединения. Качественные реакции на неорганические и органические вещества.
Образцы металлов. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие железа
с серой, меди с кислородом. Горение железа и магния в кислороде.
Возгонка йода. Изготовление йодной спиртовой настойки. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида
(йодида) калия.
Лабораторный опыт. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями. Лабораторные
опыты. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие растворов соляной и уксусной кислот с
металлами, основаниями, солями.
Лабораторные опыты. Испытание растворов оснований индикаторами. Получение и свойства нерастворимых
оснований. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция,
гидроксокарбонат меди (II). Качественные реакции на катионы и анионы.
Контрольная работа №2 по теме «Вещества и их свойства».
Контрольная работа №2 по теме «Вещества и их свойства»
Пр.р.№2. Решение экспериментальных задач по органической химии.
Тематическое планирование по химии, 11 класс,
(1 ч в неделю, всего 34 часа)
№ п/п
Наименование темы
Всего часов
1.
Тема 1. Строение атома и периодический закон
Д.И. Менделеева
3
2.
Тема 2. Строение вещества
12
3.
Химические реакции
8
4.
Вещества и их свойства
9
5.
Обобщение знаний
2
Итого
34
Перечень обязательных практических работ в соответствующем разделе и теме рабочей программы
11 класс
№п/п
/п
Тема
1
Тема 2. Строение вещества
2
Тема 4. Вещества и их
свойства
Темапрактической работы
Практическая работа № 1. Получение, собирание и
распознавание газов.
Практическая работа №2. Решение
экспериментальных задач на идентификацию
неорганических и органических соединений.
Календарно- тематическое планирование уроков химии в 11классе (1 час в неделю).2021/2022 учебный год
О.С.Габриелян
№
№ Тема
Контроль
Дата по
Дата
Д/З
урок ур
плану
по
а
ок
факту
ав
те
ме
Строение атома (3 часа)
1
1
Атом – сложная частица.
06.09
§ 1стр 1-6
строение
атома 1, 2
периода
§ 2стр 13-17
упр 1-6
2
2
ПЗ и ПС химических элементов Д.И. Менделеева и Я Класс
строение атома.
13.09
3
3
ПЗ и ПС химических элементов Д.И. Менделеева и Я Класс
строение атома.
20.09
§ 2 стр 17-23
упр 7-9
27.09
§ 3упр 1-4, 9
Строение вещества (14 часов)
4
1
Ионная химическая связь. Катионы и анионы.
Ионные кристаллические решетки.
Письменная
работа
5
2
Ковалентная химическая связь.
Электроотрицательность. Полярная и неполярная
ковалентные связи.
04.10
§ 4упр 1-4, 9
6
3
Металлическая химическая связь. Особенности
строения атомов металлов.
11.10
§ 5упр 2, 3, 7,8
проект
7
4
Водородная химическая связь. Межмолекулярная
и внутримолекулярная водородная связь.
18.10
§ 6упр 1-4, 9
сообщение: «
Негативные
Дистанционно
Дневник.ру
8
5
Решение задач.
9
6
Полимеры.
10
7
11
8
12
9
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных
состояния воды. Особенности строения газов.
Молярный объем газообразных веществ.
Практическая работа
№ 1 по теме: «Получение собирание и
распознавание газов».
Жидкое состояние вещества. Вода, ее
биологическая роль. Применение воды. Жесткость
воды и способы ее устранения.
последствия
для организма
человека
курения и
алкоголя»
Работа по
карточкам
§ 7 упр 2,4,8
проект по
теме:
«Термопласты
и
термореактоп
ласты в жизни
современного
общества»
§ 8 упр 2, 6, 9,
14
Самостоятельна
я работа
Дистанционно
Дневник.ру
25.10
Я Класс
15.11
Практическая
работа
22.11
Отчет по
работе
Дистанционно
Дневник.ру
29.11
§ 9 упр 1,3,4,
проект по
режиму
экономии
бытового
потребления
08.11
Дистанционно
Дневник.ру
воды.
§ 10 упр 1,3,9
Проект
История
стекла в
истории
человечества
§ 10 упр
6,7,8,1015
13
10
Твердое состояние вещества.
14
11
Дисперсные системы и растворы. Понятие о
дисперсных системах. Дисперсная фаза и
дисперсионная среда
15
12
Химический
диктант
20.12
§ 12 упр 2, 6,
9, 14
16
13
Состав вещества. Смеси.
Закон постоянства состава веществ. Вещества
молекулярного и немолекулярного строения.
Молекулярная формула.
Обобщение знаний по теме 2.
Самостоятельна
я работа
27.12
Решение задач
17
14
Контрольная работа 1 по теме 2
Тест
17.01
Решение задач
24.01
§ 13 проект «
Сохранение
озонового
слоя Земли».
06.12
13.12
Химические реакции (8 часов)
18
1
Классификация химических реакций.
Лабораторный опыт. Реакции обмена, идущие с
образованием осадка, газа и воды.
19
2
20
3
21
4
22
5
23
6
Классификация химических реакций. Реакции,
идущие с изменением состава веществ.
Термохимические уравнения.
Скорость химических реакций. Факторы,
влияющие на скорость химической реакции.
Лабораторный опыт. Получение кислорода
разложением пероксида водорода с помощью
катализатора (MnO2) и каталазы сырого
картофеля.
31.01
§ 14 упр 1-4
Дистанционно
Дневник.ру
07.02
§ 15 упр
1,3,4,6,7,12
Обратимость химических реакций. Химическое
равновесие и способы его смещения.
Письменная
работа
14.02
§ 16 упр 3,5,6
Роль воды в химической реакции. Истинные
растворы. Растворение как физико-химический
процесс. Растворение окрашенных веществ в
воде: сульфата меди (II), перманганата калия,
хлорида железа (III).
Гидролиз неорганических и органических
соединений. Лабораторный опыт. Различные
случаи гидролиза солей.
Самостоятельна
я работа
21.02
§ 17упр 10
Я Класс
28.02
§ 18 упр 3,4,5
сообщение «
Обмен жиров,
белков,
углеводов в
организме
человека»
24
7
25
8
Окислительно-восстановительные реакции.
Электролиз. Степень окисления. Простейшие
окислительно-восстановительные реакции:
взаимодействие цинка с соляной кислотой и
железа с сульфатом меди (II).
Электролиз.
Химический
диктант
07.03
§ 19 упр 1, 4,8
Я Класс
14.03
§ 19 решение
задач по теме
Вещества и их свойства (9 часов)
26
1
Классификация веществ. Металлы. Положение
металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Общие
физические свойства металлов. Образцы
металлов. Взаимодействие щелочных и
щелочноземельных металлов с водой.
Взаимодействие железа с серой, меди с
кислородом. Горение железа и магния в
кислороде.
Составление
уравнений
реакций
Дистанционно
Дневник.ру
21.03
§ 20 упр 5
27
2
Дистанционно
Дневник.ру
04.04
§ 21 упр 1, 4,8
28
3
Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Возгонка йода. Изготовление йодной спиртовой
настойки. Взаимодействие хлорной воды с
раствором бромида (йодида) калия.
Лабораторный опыт. Знакомство с образцами
неметаллов и их природными соединениями.
Кислоты неорганические и органические.
Классификация кислот. Лабораторные опыты.
Испытание растворов кислот индикаторами.
Дистанционно
Дневник.ру
11.04
§ 22 упр 3-6
Взаимодействие растворов соляной и уксусной
кислот с металлами, основаниями, солями.
Основания неорганические и
Дистанционно
органические.Лабораторные опыты. Испытание Дневник.ру
растворов оснований индикаторами. Получение
и свойства нерастворимых оснований.
18.04
§ 23 упр 1-5
25.04
§ 24 упр 5
Понятие о генетической связи и генетических
рядах. Генетический ряд металла
02.05
§ 25 упр 1-7
7
Генетический ряд неметалла. Особенности
генетического ряда в органической химии.
16.05
§ 25 упр 1-7
33
8
Контрольная работа № 2 по теме: «Вещества и
их смеси».
23.05
Решение задач
34
9
Повторение курса
23.05
29
4
30
5
Классификация солей: средние, кислые, основные.
Химические свойства солей: Образцы природных
минералов, содержащих хлорид натрия,
карбонат кальция, фосфат кальция,
гидроксокарбонат меди (II). Качественные
реакции на катионы и анионы.
31
6
32
Дистанционно
Дневник.ру