РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по праву
Ступень обучения: среднее (полное) общее, 11 «А» класс
Количество часов: 34 часа
Уровень: базовый
Учитель: Ерюшева Татьяна Николаевна, первая квалификационная категория
Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и
авторской программы по праву для 11 класса Е.А. Певцовой. М.: «Русское слово», 2022 г.
г. Комсомольск-на-Амуре
2023 - 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Право. Основы правовой культуры» к учебникам доктора юридических наук, доктора
педагогических наук Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры» (10 класс: в 2 ч., 11 класс: в 2 ч.— М.: Русское
слово, 2022 г.) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
(полного) общего образования 2012 г. и рассчитана на обучение праву школьников 10—11 классов общеобразовательных
организаций Российской Федерации на базовом уровне.
Цели и характеристика курса «Право. Основы правовой культуры»
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования имеется
обязательная предметная область «Общественные науки», включающая предмет «Право», изучение которого может
проходить как на базовом, так и на углублённом уровне. Целеполагание курса определило его название — «Право.
Основы правовой культуры», формирование правовой культуры и правового сознания обучающихся, стоящих перед
выбором своего дальнейшего образования и профессии. Правовая культура имеет множественность определений, вооружая
людей знаниями и умениями освоения правовой действительности. Современному школьнику необходим правовой опыт
поведения в различных ситуациях, целенаправленно приобретаемый под влиянием системной правовоспитательной работы. Данная программа ориентирована на реализацию современной системы правового обучения и воспитания
подростков, в рамках которой возможно решение целого комплекса общественных проблем.
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
— формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в
необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные
законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
— воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к
правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
— освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации
в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов;
- ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
— овладение умениями, необходимыми для применения приобретённых знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
— формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, регулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному
принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Ведущей задачей курса является формирование правовой компетентности современного подростка,
предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное
решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве. Правовая компетенция, формируемая в
процессе правовой подготовки обучающихся, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую
не только знания, ценностные установки, навыки правового поведения учащихся, но и приобретение опыта деятельности,
необходимого каждому в повседневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных
социальных ролей.
Общеизвестно, что правовое обучение и воспитание относят ся к одним из древнейших видов культурной
деятельности человека. Именно с их помощью люди передавали своим потомкам выработанные правила разрешения
конфликтов и противоречий, которые позволяли обеспечивать стабильность и организованность в обществе.
Курс «Право. Основы правовой культуры» оптимально сочетает юридическое содержание и педагогические
технологии при работе с обучающимися. Важное внимание уделено формированию умений и навыков правомерного
поведения, являющегося основой правосообразного образа жизни, основанного на самостоятельности, правовой
активности личности. Содержание курса ориентирует на уважение права, осознание его ценности во взаимоотношениях
людей, выработку навыков правомерной защиты своих прав и интересов.
Особенностями курса являются:
— практико-ориентированный подход в изложении содержания;
— преемственность и последовательность в изучении правовых вопросов, обеспечивающие целенаправленность и непрерывность правового информирования (при этом теоретико-правовые вопросы рассматриваются в качестве важной основы
для познания отраслевого законодательства и выработки умений находить правовую информацию);
— опора на социальный опыт обучающихся, участвующих в различных правоотношениях;
— формирование активной гражданской позиции личности, в том числе посредством участия в проектной деятельности;
— формирование уважения к правам человека и нормам международного права;
— обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника для защиты своих прав;
— решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения несовершеннолетних в дальнейшем.
Курс направлен на повышение правовой грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их правовой
воспитанности, чувства ответственности и социальной активности.
В рамках курса не предполагается осуществлять профессиональную подготовку юристов, хотя материал
ориентирован на знакомство с ведущими юридическими профессиями с целью профессиональной ориентации подростков,
успешного выбора дальнейшей образовательной траектории. Изучив материал, представленный в содержании, отработав и
закрепив соответствующие умения и навыки, старшеклассник на достойном уровне сможет решить жизненный правовой
конфликт или предотвратить его, защитить свои права и законные интересы близких, не допустить произвола власти,
конструктивно и успешно действовать в правовом пространстве в условиях рыночных отношений. Курс носит системный
характер и предполагает постепенное усложнение и расширение правовой подготовки на каждом этапе взросления
подростка. В 10 классе обучающиеся изучают вопросы теории права и государства, конституционного права.
В 11 классе они приобретают правовую компетентность в различных отраслях права (гражданском, уголовном,
административном, семейном, трудовом и др.). Освоение вариантов правомерного поведения осуществляется с
использованием активных форм обучения, стимулирующих познавательную деятельность школьника, который выступает в
роли самостоятельного субъекта образовательного процесса. В рамках курса предполагается использование различных
видов индивидуальной, парной, групповой работы. Проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр,
работа с источниками, участие в творческих проектах, мозговые штурмы и прочее позволят обеспечить серьёзную
мотивацию на дальнейшее обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес школьника к праву. Особую
значимость имеет системная работа с правовой информацией.
Изучение курса предполагает использование ресурса сети Интернет, публикаций в средствах массовой информации,
обучение в сотрудничестве, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектов, «портфолио ученика», разноуровневое
обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, а также возможности рефлексии, которые
используются во всех перечисленных технологиях.
Организационные модули курса представлены адаптивными вариантами организации учебно-воспитательного
процесса, механизмами оптимального осуществления функций планирования, мотивации учащихся, организации процесса
их правовой подготовки и контроля знаний и умений. Особое внимание уделено средствам организации внеклассной и
внеурочной работы, в том числе проведению олимпиад и конкурсов, написанию эссе. Методика работы направлена на
развитие навыков критического анализа различных текстов, ведения дискуссий по важным общественным проблемам.
Курс «Право. Основы правовой культуры» ориентирован на формирование у школьников собственных
представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества, необходимых для защиты прав,
свобод и законных интересов личности и правомерной реализации своей гражданской позиции.
Данный курс можно изучать как самостоятельный учебный предмет Федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на углублённом или базовом уровне, а также
использовать при изучении правовых вопросов интегрированно в рамках образовательного предмета «Обществознание» на
базовом уровне.
Курс может обеспечить углублённое изучение права, создав условия реализации индивидуальных образовательных
программ по интересам. В рамках углублённого правового обучения формируется интерес к будущей профессиональной
деятельности. Реализация указанной идеи осуществляется посредством включения в содержание курса тем о различных
юридических профессиях и ведущих вопросах образовательного права. Школьники получают информацию о некоторых
особенностях высшего профессионального образования, что даёт основание для верного выбора ими образовательной
деятельности после окончания школы.
Содержание курса учитывает современные взгляды учёных на самые актуальные вопросы правоведения и
государствоведения, обеспечивая адекватное уровню подростков познание характера эволюции важных общественных
институтов, осуществление исследовательской, проектной и иной творческой деятельности в рамках позитивного
преобразования мира. Данный курс на углублённом уровне позволяет сформировать у школьников представление не
только о нормах национального законодательства, но и о важнейших проблемах международного права. К ведущим темам
курса относятся те, которые более всего ориентированы на правовую жизнь несовершеннолетних в настоящем и будущем.
При выстраивании логики правового обучения обращено внимание на мировой опыт правовой подготовки граждан, а
потому признано целесообразным включить в программу обучения теоретические вопросы, являющиеся основой для
понимания норм права, такие, как проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права;
правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и
личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право;
трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.
Обучение в рамках курса формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков. Обучающиеся
знакомятся со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса,
следователя, юрисконсульта. Это обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования
правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла
конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные
события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; а также выработать доказательную
аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Обучающиеся
приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; проведения
исследований по правовым темам в учебных целях; ведения дискуссии; составления отдельных видов юридических доку-
ментов; умения анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации. Курс
формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к
числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование
направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания
обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, приобретение навыков правового
поведения, что необходимо для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе
(гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
В этой связи содержание курса ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые
понятия, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры, объяснять взаимосвязь государства,
права и других социальных институтов; различать виды судопроизводства; уяснить полномочия правоохранительных
органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, а также порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных
правом.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по праву относятся включают
следующие убеждения и качества:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
11) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по праву выражаются в
следующих качествах:
1) умении самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2) умении продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владении навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
5) умении использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умении определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских
и нравственных ценностей;
8) владении языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
9) владении навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты изучения права учащимися должны отражать:
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение
знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения
конфликтов правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их
соответствия законодательству Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в
конкретных жизненных ситуациях.
Содержание программы учебного курса «Право» 11 класса
Глава I. Гражданское право (10 ч.)
Гражданское право как отрасль российского права. Понятие и сущность гражданского права. Имущественные и личные
неимущественные отношения. Источники гражданского права. Субъекты гражданско-правовых отношений. Гражданская
правоспособность. Гражданская дееспособность. Физическое и юридическое лицо как субъекты права. Понятие и сущность
договора. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств.
Право собственности и его виды. Основания возникновения права собственности. Право собственности на землю. Общая
собственность и порядок защиты. Защита неимущественных прав. Понятие интеллектуальной собственности. Гражданскоправовая ответственность и способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Права потребителей. Наследственное право.
Глава II. Семейное право (2 ч.)
Правовые нормы института брака. Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные
неимущественные права супругов. Законный режим имущества супругов. Договорной режим имущества супругов.
Правовые основы взаимоотношений родителей и детей. Права и обязанности родителей. Алиментные обязательства.
Глава III. Жилищное право (1 ч.)
Жилищные правоотношения. Понятие жилищного фонда. Реализация гражданами права на жильё. Приватизация жилья.
Права и обязанности наймодателя по договору социального найма. Права и обязанности нанимателя по договору
социального найма.
Глава IV Трудовое право (6 ч.)
Трудовое право в жизни людей. Трудовые отношения. Работник и работодатель. Принципы и источники трудового
права. Минимальный размер оплаты труда. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица.
Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Правила внутреннего трудового
распорядка трудовой договор. Гарантии при приёме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора.
Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Рабочее время и время отдыха. Правовое регулирование труда
несовершеннолетних.
Глава V Административное право и административный процесс (3 ч.)
Административное право и административные правоотношения. Методы государственного управления. Органы
исполнительной власти. Государственная должность и государственная служба. Административные правонарушения и
административная ответственность. Понятие административного правонарушения. Меры административного наказания.
Административный спор. Производство по делам об административных правонарушениям. Особенности судебного
производства по делам об административных правонарушениях.
Глава VI Уголовное право и уголовный процесс (4 ч.)
Понятие и сущность уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие
преступления. Признаки преступления. Объект и субъект преступления. Объективная и субъективная стороны
преступления. Вина, мотив и цель преступления. Казус. Основные виды преступлений. Категории преступлений.
Организованная преступность. Уголовная ответственность
и наказание. Основания уголовной ответственности.
Освобождение от уголовной ответственности. Виды наказаний. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Права обвиняемого, потерпевшего,
свидетеля. Уголовное судопроизводство.
Глава VII Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни (4 ч.)
Пенсионная система и страхование. Отдельные виды пенсий и социальной помощи. Экологическое право.
Экологические права граждан России. Природоохранные и природоресурсные нормы. Экологические правонарушения и
юридическая ответственность. Правовое регулирование отношений в области образования. Виды общеобразовательных
учреждений. Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений. Профессиональное юридическое
образование. Правила поступления и обучения в вузе. Юридические профессии.
Глава VIII Международное право (3 ч.)
Международное право как основа взаимоотношений государств. Источники и принципы международного права.
Субъекты международного права. Международная защита прав человека. ООН и защита прав человека. Декларация.
Развитие системы защиты прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей.
Международные споры и международно-правовая ответственность. Соотношение норм национального и международного
права. Международное гуманитарное право и права человека. Правовое регулирование поведения участников
международных вооружённых конфликтов. Комбатанты и некомбатанты.
Тематическое планирование учебного курса «Право»
11 класс
№
п. п
Наименование разделов и тем.
Максимальная нагрузка на учащегося, ч.
1
Гражданское право
10
2
Семейное право
2
3
Жилищное право
1
4
Трудовое право
6
5
Административное право и административный
процесс
3
Уголовное право и уголовный процесс
4
Правовое регулирование в различных сферах
общественной жизни
4
Международное право
3
Итоговое повторение
1
6
Итого
34
Календарно-тематическое планирование курса «Право» 11 класс
№
п/п
№
Тема урока
урока
в теме
Глава I. Гражданское право (10 ч.)
1
2
3
1
2
3
Гражданское право как отрасль российского права
Субъекты гражданско-правовых отношений
Понятие и сущность договора
4
4
5
5
6
6
7
7
8
8
9
10
9
10
Право собственности и его виды
Общая собственность и порядок защиты
неимущественных прав
Гражданско-правовая ответственность и способы
защиты гражданских прав
Предпринимательство и предпринимательское
право
Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности
Права потребителей
Наследственное право
Контроль
План
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Глава II. Семейное право (2 ч.)
Правовые нормы института брака
Правовые основы взаимоотношений родителей и
12
2
детей
Глава III. Жилищное право (1 ч.)
13
1
Жилищные правоотношения
11
1
Дата
Тест
Факт
Глава IV Трудовое право (6 ч.)
Трудовое право
14
1
Тест
15
2
Занятость и трудоустройство
16Рабочее время и время отдыха
3-4
17
18Правовое регулирование труда
5-6
19
несовершеннолетних
Глава V Административное право и административный процесс (3 ч.)
Административное право и административные
правоотношения
Административные правонарушения и
21
2
административная ответственность
Производство по делам об административных
22
3
правонарушениях
Глава VI Уголовное право и уголовный процесс (4 ч.)
20
1
Самостоятельная
работа
23
1
Понятие и сущность уголовного права
Тест
24
2
Основные виды преступлений
25
3
Уголовная ответственность и наказание
26
4
Уголовный процесс
Тест
Глава VII Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни (4 ч.)
27
28
1
2
29
3
Пенсионная система и страхование
Экологическое право
Правовое регулирование отношений в области
образования
Тест
Тест
Тест
30
4
Профессиональное юридическое образование
Глава VIII Международное право (3 ч.)
Международное право как основа
31
1
взаимоотношений государств
32
2
Международная защита прав человека
Международное гуманитарное право и права
33
3
человека
34
Итоговое повторение.
Тест
Итоговая контрольная
работа