РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку для учащихся 2 класса
Класс: 2 А
Количество часов: 17
Учитель: Коваленко Лариса Викторовна, высшая квалификационная категория
Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 2 класса.
Учебник для общеобразовательных организаций – 2 класс. «Русский родной язык», О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая.
Москва «Просвещение» «Учебная литература» 2020 г. - 144 с.
Комсомольск-на-Амуре, 2023
2
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»
Личностные результаты.
Метапредметные результаты.
- уважения
- использовать
и
ценностного
отношения к своей Родине
России;
понимания
своей
этнокультурной
и
общенациональной
(российской) принадлежности,
сопричастности настоящему и
будущему своей страны и
родного края; уважения к
другим
народам
(патриотическое воспитание);
- способности к проявлению
взаимопомощи,
конструктивному общению, к
совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками; о
нравственно-этических нормах
поведения и межличностных
отношений;
- проявления
доброжелательности,
толерантности,
неприятия
любых
форм
поведения,
направленного на причинение
физического, и морального
вреда другим людям (духовнонравственное воспитание);
наблюдения
для
получения
информации
об
особенностях изучаемого объекта;
- проводить по предложенному плану
опыт
(небольшое
несложное
исследование)
по
установлению
особенностей
объекта
изучения,
причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
- формулировать
выводы
по
результатам
проведенного
наблюдения, опыта; устанавливать
основания
для
сравнения;
формулировать выводы по его
результатам; объединять части объекта
(объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для
классификации;
классифицировать
несложные объекты;
- использовать знаково-символические
средства
для
представления
информации и создания несложных
моделей изучаемых объектов; осознанно
использовать
базовые
межпредметные понятия и термины,
отражающие связи и отношения между
Предметные результаты.
- осознание роли языка как основного
средства человеческого общения и как
явления
национальной
культуры:
понимать роль языка как основного
средства
человеческого
общения;
осознавать язык как одну из главных
духовно-нравственных
ценностей
народа; понимать значение родного
языка для освоения и укрепления
культуры и традиций своего народа;
понимать необходимость овладения
родным
языком;
проявлять
познавательный интерес к родному
языку и желание его изучать;
- формирование
первоначальных
представлений
о
единстве
и
многообразии языкового и культурного
пространства Российской Федерации, о
месте родного языка среди других
языков народов России: понимать, что
родной край есть часть России,
составлять высказывания о малой
Родине, приводить примеры традиций
и обычаев, объединяющих народы
России; составлять небольшие рассказы
о взаимосвязях языков, культур и
3
- позитивного опыта творческой
деятельности,
интереса
обучающихся к произведениям
искусства
и
литературы,
построенным на принципах
нравственности и гуманизма
уважительного отношения и
интереса
к
культурным
традициям
и
народному
творчеству своего и других
народов
(эстетическое
воспитание);
- понимания важности научных
знаний для жизни человека и
развития
общества;
познавательных
интересов,
позитивного
опыта
познавательной деятельности,
умения
самостоятельно
организовывать
самостоятельное
познание
окружающего
мира
(формирование
первоначальных представлений
о научной картине мира).
объектами, явлениями, процессами
окружающего
мира
(в
рамках
изученного).
- выбирать источник для получения
информации (учебник, цифровые
электронные средства, справочник,
Интернет);
- анализировать
текстовую,
изобразительную,
звуковую
информацию в соответствии с учебной
задачей; использовать схемы, таблицы
для
представления
информации;
подбирать иллюстративный материал
(рисунки, фото, плакаты ) к тексту
выступления; - соблюдать правила
информационной безопасности в
ситуациях повседневной жизни и при
работе в сети Интернет.
- понимать учебную задачу, сохранять
ее в процессе учебной деятельности;
планировать
способы
решения
учебной задачи, намечать операции, с
помощью которых можно получить
результат;
выстраивать
последовательность
выбранных
операций; контролировать и оценивать
результаты и процесс деятельности;
- оценивать различные способы
достижения результата, определять
наиболее эффективные из них;
истории народов России; осознавать
роль родного языка как носителя
народной культуры, средства её
познания,
освоения
моральноэтических
норм,
принятых
в
российском
обществе;
понимать
эстетическую ценность родного языка,
стремиться
к
овладению
выразительными
средствами,
свойственными родному языку;
- освоение первоначальных знаний о
родном языке как системе, о его нормах,
специфике,
закономерностях
его
функционирования: владеть основными
орфоэпическими
и
лексическими
нормами родного языка; применять на
практике правила словообразования и
словоизменения,
построения
словосочетаний
и
предложений
(простых и сложных);
- формирование и развитие видов
речевой деятельности на родном языке:
(слушание , аудирование, говорение,
чтение,
письмо),
слушание
(аудирование) и говорение: понимать
на слух речь, звучащую из различных
источников (учитель, одноклассники,
телевизионные и радиопередачи и др.);
определять тему и главную мысль
прослушанного высказывания (текста);
4
- устанавливать причины успеха/неудач
деятельности; корректировать свои
учебные действия для преодоления
ошибок.
- осуществлять
смысловое
чтение
текстов различного вида, жанра, стиля
— определять тему, главную мысль,
назначение текста (в пределах
изученного);
- использовать
языковые средства,
соответствующие
учебной
познавательной задаче, ситуации
повседневного общения;
- участвовать в диалоге, соблюдать
правила ведения диалога (слушать
собеседника, признавать возможность
существования разных точек зрения,
корректно
и
аргументировано
высказывать свое мнение);
- осознанно строить в соответствии с
поставленной
задачей
речевое
высказывание; составлять устные и
письменные
тексты
(описание,
рассуждение, повествование) на темы,
доступные младшему школьнику;
- готовить
небольшие
публичные
выступления; соблюдать правила
межличностного общения;
- понимать
и
принимать
цель
совместной деятельности; обсуждать и
различать на слух интонации звучащей
речи (радость, удивление, грусть,
сочувствие и др.); участвовать в
диалогах на бытовые, учебные темы,
обсуждать поставленные вопросы,
прослушанные высказывания;
- формулировать вопросы, отвечать на
вопросы в соответствии с темой
диалога; применять в диалогической
речи формулы речевого этикета,
правила
речевого
поведения
в
различных учебных и жизненных
ситуациях (понимать цель общения,
проявлять
желание
слушать
собеседников,
учитывать
мнение
участников); решать учебные задачи с
использованием
активного
и
потенциального словарного запаса;
рассказывать устно о себе (внешность,
интересы, любимые занятия), о своей
семье (традиции, совместные занятия);
описывать предмет (название, качества,
назначение); уместно употреблять в
устной речи пословицы, поговорки
родного
народа,
использовать
изобразительные и выразительные
средства родного языка (эпитеты,
сравнения, олицетворения); составлять
небольшие
высказывания
для
публичного
выступления
с
использованием
небольших
5
согласовывать способы достижения
общего результата;
- распределять роли в совместной
деятельности, проявлять готовность
руководить и выполнять поручения;
осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, оценивать
свой вклад в общее дело;проявлять
готовность толерантно разрешать
конфликты.
презентаций; чтение и письмо: читать
вслух небольшие тексты разного вида
(фольклорный,
художественный,
научно-познавательный, справочный) в
индивидуальном темпе, позволяющем
понять
содержание
и
смысл
прочитанного; составлять план текста (с
помощью
и
самостоятельно);
пересказывать текст в соответствии с
учебной задачей (подробно и кратко);
стихи на родном языке; списывать текст
и выписывать из него слова,
словосочетания,
предложения
в
соответствии с решаемой учебной
задачей; строить связные высказывания
в письменной форме на различные
темы;
выполнять
небольшие
творческие задания (дополнение и
распространение
предложения
текста/изложения).
6
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»
2 класс (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов).
По одежке встречают. Ржаной хлебушко калачу дедушка. Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша – кормилица наша.
Любишь кататься, люби и саночки возить. Делу время, потехе час. В решете воду не удержишь. Самовар кипит, уходить не
велит.
Раздел 2. Язык в действии (5 часов).
Помогает ли ударение различать слова? Для чего нужны синонимы и антонимы? Как появились пословицы и
фразеологизмы? Как можно объяснить значение слова? Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа).
Учимся вести диалог. Составляем развернутое толкование значения слова. Устанавливаем связь предложений в тексте. Создаем
текстыинструкции и тексты-повествования.
№
1
2
3
Итого
Тематическое планирование учебного предмета «Родной (русский) язык»
Название раздела
Количество часов
Раздел 1 . Русский язык: прошлое и настоящее.
8
Раздел 2. Язык в действии.
5
Раздел 3. Секреты речи и текста.
4
17
7
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родной (русский) язык»
№
Д ата
план
Тема
Примечание
факт
Раздел 1 . Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч.)
1
01.09.2023
По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше
одевались дети
2
15.09.2023
Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, называющие то, что ели в
старину: какие из них сохранились до нашего времени.
3
29.09.2023
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, возникновение которых связано с едой.
4
13.10.2023
Каша – кормилица наша. Пословицы, поговорки, фразеологизмы
5
Любишь кататься, люби и саночки возить. Слова, называющие детские
забавы, игрушки.
6
Делу время, потехе час. Слова, называющие игры и игрушки.
7
В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта – домашнюю утварь.
8
Самовар кипит, уходить не велит. Слова, связанные с традицией
русского чаепития. Проектное задание: «Почему это так называется?»
Раздел 2. Язык в действии (5 ч.)
9
Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль
ударения
8
10
Для чего нужны синонимы и антонимы? Обогащение активного и
пассивного словарного запаса.
11
Пословицы и фразеологизмы. Как они появились?
12
Разные способы толкования значения слов. Как можно объяснить
значение слова?
13
Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? Практическая
работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в
которых есть слова с необычным произношением и ударением.
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч.)
14
Учимся вести диалог. Приемы общения. Устойчивые этикетные
выражения в учебно-научной коммуникации
15
Составляем развёрнутое толкование значения слова.
16
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами
связи
17
Создаем тексты-инструкции и тексты-повествования.
9