Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 35
имени Героя Советского Союза В.П.Чкалова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному язуку (русский)
Ступень обучения: начальное общее, 4 «А» класс
Количество часов: 17 часов.
Уровень базовый
Учитель: Смирнова Галина Борисовна, высшая квалификационная категория
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Авторской программы О. М. Александровой, Вербицкой Л.А., Богданова С. И., Кузнецовой М.И., Петленко Л.В.,
Романовой В.Ю., Рябининой Л.А. и программы курса «Школа развития речи» Соколовой Т.Н., Москва, Просвещение,
2019 г.
.
г. Комсомольск-на-Амуре
2023 - 2024 учебный год
Планируемые результаты изучения учебного курса «Родной язык (русский)»
Личностные
Метапредметные
Предметные
У
учащихся
будут Регулятивные:
Предметные результаты :
сформированы: ориентация в
Обучающиеся будут знать:
Учащиеся
научатся
на
доступном
уровне:
нравственном содержании и
многозначные слова, омонимы,
смысле
поступков
как адекватно воспринимать оценку учителя; вносить синонимы, антонимы, омофоны ;
собственных,
так
и необходимые дополнения, исправления в свою изобразительно-выразительные
окружающих
людей(на работу;
средства языка: метафоры, сравнения,
уровне, соответствующем
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную олицетворение, эпитеты; стили речи:
возрасту);
учебную задачу на основе соотнесения того, что
разговорный
и
книжный
осознание роли речи в
уже известно и усвоено, и того, что еще
(художественный,
научный),
общении людей; понимание неизвестно;
газетнопублицистический;
богатства и разнообразия составлять план решения учебной проблемы
особенности эпистолярного жанра;
языковых
средств
для совместно с учителем;
выражения мыслей и чувств; в диалоге с учителем вырабатывать критерии типы текстов;
внимание к мелодичности оценки и определять степень успешности своей понятие фразеологизмов
и
народной звучащей речи;
работы и работы других в соответствии с этими заимствованных слов ;
критериями.
устойчивой
учебноосновные элементы композиции
познавательной
мотивации
текста.
Регулятивные:
учения, интереса к изучению
Обучающиеся будут уметь:
курса развития речи; чувство Учащиеся научатся на доступном уровне: распознавать и понимать значение
прекрасного
–
уметь адекватно воспринимать оценку учителя; вносить устаревших
слов
по
указанной
чувствовать
красоту
и необходимые дополнения, исправления в свою тематике;
выразительность
речи,
использовать словарные статьи для
работу;
стремиться к
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную определения лексического значения
совершенствованию речи;
учебную задачу на основе соотнесения того, что слова;
интерес к изучению языка;
уже известно и усвоено, и того, что еще понимать значение русских пословиц и
поговорок, связанных с изученными
любовь
и
уважение
к неизвестно;
темами;
Отечеству, его языку,
составлять план решения учебной проблемы
уместно
использовать
средства общения в устных
изученные
культуре;
интерес к чтению, к ведению
диалога с автором текста;
потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию
собственных
текстов,
к письменной форме
общения; интерес к изучению
языка; осознание
ответственности за
произнесённое и написанное
слово;
эмоциональность;
умение
осознавать и определять
(называть)
свои
эмоции;
эмпатия – умение осознавать
и определять эмоции других
людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение
чувствовать
красоту
и
выразительность
речи,
стремиться к
совершенствованию
собственной речи.
совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии
оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Коммуникативные:
Учащиеся
научатся: вступать в диалог (отвечать на вопросы,
задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению,
работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной
проблемы;
строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими
возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в
совместной работе;
оформлять свои мысли в устной и письменной
форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач;
владеть
монологической и
диалогической
формами речи
высказываниях (жесты, мимика,
телодвижения,
интонацию);
выразительно читать небольшой текст
по образцу;
определять
степень
вежливого
поведения,
учитывать
ситуацию
общения;
вступать в контакт и поддерживать его,
умение благодарить, приветствовать,
прощаться, используя
соответствующие этикетные формы;
быть хорошим слушателем; определять
лексическое
значение слова;
отличать текст как тематическое и
смысловое единство от набора
предложений;
редактировать
предложения;
определять по заголовку, о чем
говорится в тексте, выделять в тексте
опорные слова;
сочинять на основе данного сюжета,
используя средства выразительности;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь основных
элементов композиции текста;
распознавать стили речи.
Тематическое планирование
Название раздела (тем)
Кол-во часов
Русский язык: прошлое и настоящее.
7
2
Язык в действии: слово, предложение.
4
3
Секреты речи и текста.
6
№
п/п
1
Итого 17
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» 4 класс (17ч.)
Основные содержательные
линии программы для 4 класса (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса
русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:
Русский язык: прошлое и настоящее.
Язык в действии: слово, предложение. Секреты речи и текста.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить
представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о
русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации,
развитию речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 часов)
В основу раздела положена система лингвистических понятий: традиционные эпитеты, фразеологизмы, многозначные
слова ,заимствованные слова. Работа со словарями русского языка. Поиск родственных слов в тексте. Объяснение
значений пословиц о семье («Семья крепка ладом», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие»). Знакомство с
диалогами-прибаутками. Нахождение и объяснение фразеологизмов в тексте (идти гуськом, хорош гусь, как с гуся
вода, гусь лапчатый). Понятие интернациональных слов(телескоп ,микроскоп, автомобиль, автограф, термометр).
-анти- (греч.)-«против»: антивирус, антициклон, антинаучный.
-слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница );
-слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, );
-слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу
ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не
стоит) Проектное задание: «Пословицы с устаревшими словами в картинках».
Раздел 2.Язык в действии (4 часа)
В данном разделе изучаются формы глагола (победить, убедить, дудеть, галдеть и др.) , синонимические конструкции
(словосочетания и предложения : нора лисы- лисья нора, сок из яблок- яблочный сок; медвежья услуга- неловкая
услуга, крокодиловы слезы- притворные слезы ,львиная доля- большая доля), система современной русской
пунктуации и история знаков препинания .
Знакомство
с
этикетными
выражениями
(слова-просьбы,словаблагодарности,слова-извинения,слова-приветствия,слова-прощания). Лексическое значение
переносное значение слова.
слова.
Прямое
и
Раздел 3. Секреты речи и текста (4часа)
В данном разделе рассматриваются тема и основная мысль текста, план текста и редактирование ,вопросы в диалоге(
«На уроке русского языка», « Украшение класса к новогоднему празднику» ). Правила диалога.
Виды пересказов. Упражнения в повествовании от первого лица и от третьего ,в определении жанра текста и языковых
средств.
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой). Редактирование заданных текстов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 4 «А» класса
№
п/п
Даты
Тема урока
План
I четверть 4 ч.
Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)
1
2
3
4
5
6
7
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Произведения Юнны Мориц
Вся семья вместе, так и душа на месте. Слова,
связанные с качествами и чувствами людей
Красна сказка складом, а песня-ладом. Слова,
называющие родственные отношения
Красное словцо не ложь. Пословицы, поговорки и
фразеологизмы.
Пословицы и поговорки о животных. Научные
тексты о животных.
II четверть 4 ч
01.09.2023
Язык языку весть подает. Русские слова в языках
других народов.
Защита проектов: «Откуда это слово появилось в
русском языке»
Язык в действии. (4 часа)
10.11.2023
15.09.2023
29.09.2023
13.10.2023
27.10.2023
24.11.2023
Факт
8
9
Язык в действии. Трудно ли образовывать формы
глагола
Трудные случаи образования форм глагола
08.12.2023
22.12.2023
III четверть 5 ч.
10
Можно ли об одном и том же сказать по-разному.
19.01.2024
11
Как и когда появились знаки препинания
02.02.2024
Секреты речи и текста (6 часов)
12
13
14
Задаем вопросы в диалоге. Знакомство с
16.02.2024
построением
рассуждения.
Рассужденияобъяснения и рассужденияразмышления
Учимся передавать в заголовке тему или основную 01.03.2024
мысль текста
Учимся составлять план текста
15.03.2024
IV четверть 4 ч.
15
Учимся пересказывать текст.
05.04.2024
16
Служба новостей. Информационные жанры.
19.04.2024
17
Рубрика «Важная информация»
03.05.2024
18
Пословицы и поговорки о лете
17.05.2024