Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 35
имени Героя Советского Союза В.П.Чкалова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на родном (русском) языке
Ступень обучения: начальное общее, 4 «А» класс
Количество часов:17
Уровень базовый
Учитель: Смирнова Галина Борисовна, высшая квалификационная категория
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Авторской программы О. М. Александровой, с учётом общих целей изучения курса, определенных федеральным
государственным стандартом содержания начального образования и отраженных в Примерной (базисной) программе
курса «Литературное чтение на родном русском языке», М.: Просвещение, 2021г.
.
г. Комсомольск-на-Амуре
2023 - 2024 учебный год
Планируемые результаты изучения учебного курса «Литературное чтение на родной (русском) язык»
Личностные
Метапредметные
Предметные
овладение способностью принимать и
формирование чувства
понимание литературы как явления
сохранять цели и задачи учебной
национальной и мировой культуры, средства
гордости за свою Родину, её
деятельности, поиска средств её
сохранения и передачи нравственных
историю, российский народ,
осуществления;
ценностей и традиций;
становление гуманистических и
демократических ценностных
освоение способами решения проблем осознание значимости чтения для
ориентации многонационального
творческого и поискового характера; личного развития; формирование
российского общества; формирование умения планировать,
представлений о Родине и её людях,
формирование средствами
контролировать и оценивать учебные
окружающем мире, культуре, первоначальных
литературных произведений
действия в соответствии с поставленной
этических представлений, понятий о добре и
целостного взгляда на мир в
задачей и условиями её реализации,
зле, дружбе, честности; формирование
единстве и разнообразии природы, определять наиболее эффективные способы потребности в систематическом чтении; народов, культур и религий; достижения результата;
достижение необходимого для продолжения
воспитание
формирование умения понимать
образования уровня читательской
художественноэстетического вкуса, причины успеха/неуспеха учебной
компетентности, общего речевого развития, т.
эстетических потребностей,
деятельности и способности конструктивно е. овладение чтением вслух и про себя,
ценностей и чувств на основе опыта действовать даже в ситуациях неуспеха;
элементарными приёмами анализа
слушания и заучивания наизусть
использование знаково-символических художественных, научно-познавательных и
произведений художественной
средств представления информации о
учебных текстов с использованием
литературы; - развитие этических
книгах;
элементарных литературоведческих понятий; чувств, доброжелательности и
активное использование речевых
использование разных видов чтения
эмоционально-нравственной
средств для решения коммуникативных и
(изучающее (смысловое), выборочное,
отзывчивости, понимания и
познавательных задач;
поисковое); умение осознанно воспринимать и
сопереживания чувствам других
использование различных способов
оценивать содержание и специфику различных
людей;
поиска учебной информации в
текстов, участвовать в их обсуждении, давать
формирование уважительного справочниках, словарях, энциклопедиях и
и обосновывать нравственную оценку
отношения к иному мнению,
интерпретации информации в соответствии поступков героев; - умение самостоятельно
истории и культуре других народов, с
выбирать интересующую литературу,
выработка умения терпимо
относиться к людям иной
национальной принадлежности; принятие и освоение социальной
роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла
учения;
- развитие самостоятельности и
личной ответственности за свои
поступки на основе представлений
о нравственных нормах общения; развитие навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях,
умения избегать конфликтов и
находить выходы из спорных
ситуаций, умения сравнивать
поступки героев литературных
произведений со своими
собственными поступками,
осмысливать поступки героев; наличие мотивации к творческому
труду и бережному отношению к
материальным и духовным
ценностям, формирование
установки на безопасный, здоровый
образ жизни.
коммуникативными и познавательными
задачами;
овладение навыками смыслового
чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого
высказывания в соответствии с задачами
коммуникации
и составления текстов в устной и
письменной формах;
овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам,
установления причинно-следственных
связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и
вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать
своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
умение договариваться о
распределении ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, общей
цели и путей её достижения, осмысливать
собственное поведение и поведение
окружающих;
готовность конструктивно разрешать
конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества
пользоваться
справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации,
составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды
анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять
главную мысль произведения, делить текст на
части, озаглавливать их, составлять простой
план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;
умение работать с разными видами
текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и
художественных произведений. На
практическом уровне овладеть некоторыми
видами письменной речи (повествование —
создание текста по аналогии, рассуждение —
письменный ответ на вопрос, описание —
характеристика героев). Умение написать
отзыв на прочитанное произведение; развитие художественно-творческих
способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного
произведения, репродукции картин
художников, иллюстраций, на основе личного
опыта.
Тематическое планирование
№ Название раздела (тем)
п/п
1 Россия – наша Родина, о подвигах, о славе
Кол-во
часов
4
2
Фольклор нашего народа
6
3
Писатели и поэты нашего края. Природа родного края
7
Итого 17
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке»
Умение говорить (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются
высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его
цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая,
собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в
вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или
произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм
речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на
основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение
строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов.
Произведения классиков русской литературы XIX—XX вв., классиков
детской русской литературы, доступные для восприятия младшими
школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические,
приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские
периодические издания. Жанровое разнообразие произведений,
предназначенных для чтения и слушания (русские народные сказки;
загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и
былины).
Основные темы детского чтения: фольклор русского народа,
произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе;
братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости;
юмористические произведения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМЙ ЧТЕНИЮ
на РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ для 4 «А» класса
№
п/п
1
2
Даты
Тема урока
I четверть
Россия - наша Родина, о подвигах, о славе – 2 ч.
С.Михалков «Государственный гимн Российской
Федерации»
В.Гудимов «Россия, Россия, Россия»
План
08.09.2023
22.09.2023
Фольклор нашего народа - 6ч.
3
4
5
6
7
8
9
10
Виды устного народного творчества. Былины.
06.10.2023
Особенности былинных текстов. Былина «Волхв
Всеславович»
Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда 20.10.2023
о покорении Сибири Ермаком».
II четверть
Народные песни. Песня-слава «Русская земля».
Героическая песня «Суворов приказывает армии
переплыть море»
Оставайся с нами, сказка! А. Лепетухин. Хихцирские
сказки. Смешные и правдивые истории про зайца
Оставайся с нами, сказка! А. Лепетухин. Хихцирские
сказки. Фольклор
III четверть
10.11.2023
Оставайся с нами, сказка! Николай Наволочкин
«Полудница Акуля»
Писатели и поэты нашего края. Природа родного
края. – 7 ч.
Виктор Пожидаев «Мишка, Буйка и волки»
15.12.2023
Сергей Кучеренко «Унылая пора – очей очарованье» (Из
очерка «Созвучие времен года»
12.01.2024
24.11.2023
01.12.2023
29.12.2023
Факт
11
Анна Ходжер «Я – земли нанайской дочь...»
26.01.2024
12
Владимир Арсеньев «По Уссурийскому краю. Встреча с
Дерсу. Пурга на озере Ханка»
IV четверть
09.02.2024
Владимир Арсеньев «По Уссурийскому краю. Дерсу
Узала. Амба»
Произведения Петра Комарова о городе Комсомольск –
на - Амуре
Литературная гостиная по произведениям Петра
Комарова
Россия - наша Родина, о подвигах, о славе – 2 ч.
15.03.2024
16
В.Катаев «Сын полка».
03.05.2024
17
Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий
проект на тему «Россия-родина моя»
17.05.2024
13
14
15
22.02.2024
05.04.2024
19.04.2024