Введение в историю русского языка 10-11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 35 им.Героя Советского Союза В.П.Чкалова
МОУ СОШ №35

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ СОШ
№ 35

Гладенко В.В. ________________________ ________________________
[Номер приказа] от «29»
Колесникова Л.Ю.
Боцакова Н.И.
августа 2024 г.
[Номер приказа] от «29»
[Номер приказа] от «29»
августа 2024 г.
августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Введение в историю русского языка
для обучающихся 10 класса

Комсомольск-на-Амуре 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному учебному предмету по курсу «Введение в историю
русского языка на 2024-2025 учебный год рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целью данной программы является направленность на достижение образовательных
результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностными

результатами

освоения

элективного

курса

10

класса

являются:
 способность выбирать целевые и

смысловые установки в своих действиях и поступках

по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
 осознание

потребности в справедливом оценивании своей работы и работы

окружающих;
 умения применять полученные знания на практике;
 определение

жизненных ценностей, ориентация на понимание своих успехов и

неудач;
умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей
Метапредметными

результатами изучения курса 10 класса является

формирование универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
 умение

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать

информацию преобразовывать её из одной формы в другую;
 умения

составлять тезисы, различные виды планов, структурировать учебный

материал, давать определения понятий;
 умения

сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для

указанных логических операций;
Регулятивные УУД:

 умение

организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить

задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать
результаты работы;
 умение

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть

конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
 умения

работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости

исправлять ошибки самостоятельно;
Коммуникативные УУД:
 умения

слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

проблем;
 умения

интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со взрослыми и

сверстниками;


умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Содержание курса
1. Вводное занятие.(2 часа.)
Задачи курса. Открытие родственности языков, разных семейств языков
2. Славянские языки (10 часов.)
История возникновения древнерусского языка как общеславянского деятельность
Кирилла и Мефодия по созданию славянской письменности. Разделение древнерусского
языка на различные языковые группы. Звучание древнерусского языка и изменения в
фонетической системе. Лексика и словообразование. Фразеология.
3. Морфология. Культура речи. (13 часов.)
Изменения в морфологическом строе древнерусского языка. Рассмотрение всех
частей речи: от имени существительного до неизменяемых. Понятие культуры речи.
Качества речи. Нормативные словари современного русского языка и справочники.
4. Синтаксис и пунктуация. Строение текста. (2 часа.)
Текст и его место в системе языка и речи. Основные правила пунктуации. Признаки
текста. Тема, тематика, основная мысль текста (идея), проблема, проблематика. Языковые
способы и средства организации текста. Грамматическая связь между частями текста:
цепная и параллельная. Понятие об абзаце. Правила построения абзаца.
5. Литературный язык и диалекты Древней Руси. (2 часа.)
Понятие о типах речи. Особенности разных типов речи. Повествование. Описание.
Рассуждение. Умение распознавать текст древнерусского типа.
6. От древности до современности. (3 часа.)

Стиль речи и речевая ситуация. Научный стиль, сферы его использования,
назначение. Основные признаки художественной речи. Тексты разных функциональных
стилей и жанров. Определение различных стилей текста.
7. Итоговое занятие (2 часа.)
Основные

признаки

художественной

изобразительно-выразительных средств языка
сравнение, метафора, аллегория,

речи:

образность,

использование

(лексические, синтаксические:

эпитет,

олицетворение, перифраза и др.) Использование

изобразительно-выразительных средств языка в художественной литературе. Тенденции
употребления

изобразительно-выразительных средств в устной и письменной речи.

Написание текстов с использованием различных изобразительно-выразительных средств
языка.
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
План Факт

№
п/п

Тема урока

1

Вводное занятие (2ч)
Открытие родственности языков

2

Понятие индоевропейского праязыка.

Контроль
Проверка
записей.
Проверка
записей.

опорных
опорных

Славянские языки (11ч)
3
4

5
6
7
8
9

10

11
12

13

Славянские языки. Славянская филология.

Коллективное
обсуждение.
Деятельность Кирилла и Мефодия по Коллективное
созданию
славянской
письменности. обсуждение.
Старославянский язык как межславянский
книжный язык
Древнерусский
язык
как Коллективное
общевосточнославянский язык.
обсуждение.
Древнерусский
язык
как Проверка тестов
общевосточнославянский язык.
Разделение древнерусского языка на Коллективное
русский, украинский, белорусский
обсуждение.
Развитие русского языка как отдельного Проверка тестов
восточнославянского языка
Как
звучал
древнерусский
язык? Тестовая работа
Изменения в фонетической системе
русского языка
Как
звучал
древнерусский
язык? Тестовая работа
Изменения в фонетической системе
русского языка
Лексика и словообразование
Коллективное
обсуждение.
Фразеология
Коллективное
обсуждение.
Морфология. Культура речи (13ч)
Изменения

в

морфологическом

строе Коллективное

древнерусского языка.

обсуждение.

14

Имя существительное

Тестовая работа

15

Имя прилагательное

Тестовая работа

16

Имя числительное

Тестовая работа

17

Местоимение

Тестовая работа

18

Глагол

Тестовая работа

19

Глагол

Тестовая работа

20

Глагол

Тестовая работа

21

Глагол

Тестовая работа

22

Причастие

Тестовая работа

23

Причастие

Тестовая работа

24

Неизменяемые слова

Тестовая работа

25

Неизменяемые слова

Тестовая работа

Синтаксис и пунктуация (2ч)
26

Синтаксис и пунктуация

27

Синтаксис и пунктуация

Коллективное
обсуждение.
Тестовая работа

Литературный язык и диалекты Древней Руси (2ч)

29

Литературный язык и диалекты Древней
Руси
Литературный язык и диалекты Древней
Руси
От древности до современности (3ч)

Коллективное
обсуждение.
Коллективное
обсуждение.

30

От древности до современности

31

От древности до современности

32

От древности до современности

Коллективное
обсуждение.
Коллективное
обсуждение.
Коллективное
обсуждение.

28

Итоговое занятие (2ч)
33

Итоговое занятие

Тестовая работа

34

Итоговое занятие

Тестовая работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

файлы cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».